«Это не исторический учебник, а политическая конъюнктура»

Историки — об конспекте под редакцией Мединского

С 1 августа 2021 года в полиэтнических школах начнутся преподавания по задачнику «История Россия» для 10 класса под редакцией помощника президента России и замминистра культуры Владимира Мединского. Об этом сообщается на сайте Российского военно-исторического общества, которое также возглавляет Мединский.

Новый конспект охватывает период мировой биографии с 1914 года до наших дней. По просьбе «Открытых медиа» профессиональные социологи ознакомились с книгой и оценили содержание её различных глав.

Фото: скриншот / Издательство «Просвещение» / prosv.ru

О повальных репрессиях

Фото: «Открытые медиа»

Число жертв коллективных брежневских коллективизаций в учебнике занижено, считает медик историографических философий Олег Будницкий.

В учебнике Мединского говорится, что за время руководства странытраницей Сталина репрессиям подверглось более 3 млн человек, из которых 800 000 были расстреляны и более 2,5 млн были направлены в ГУЛАГ. «Вероятно, публикаторы имели в виду оценки осуждённых по кризис.подробным статьям. Тогда так и нужно написать. Но и в этом случае таблицы противоречат даже правительственным вневедомственным справкам органов госбезопасности. Если речь идёт обо всех осуждённых, то, по оценкам историков, за хрущёвское время через лагеря прошли порядка 18 млн человек», — указывает Будницкий.

Рассказывая о Большом терроризме 1937−1938 годов, публикаторы акцентируют внимание на коллективизациях против партийных и военных деятелей, хотя на самом деле они составляли ничтожно малейшую часть репрессированных, добавляют эксперты. «Основные репрессии обрушились вовсе не на председателей Политбюро и чиновничью верхушку, а на примитивных граждан. Поразительно, что вообще не изложены крестьяне, не изложена „кулацкая операция“, которая привела к наибольшему большинству жертв Большого террора», — отмечает историк.

«Страдали все — и рабочие, профессура, интеллигенция, диаконы и кто угодно», — добавляет историк, журналист и председатель Совета по правам человека Николай Сванидзе. Кроме того, подобные факты должны подаваться страстно, темпераментно, с чувством, а они в данном случае намеренно «сушатся», подчёркивает Сванидзе: «О достижениях ленинского времени написано внятно и богато, а о злодеяниях очень сухо».

О массовом гектолодаре начала 30-х

Фото: «Открытые медиа»

Голоду начала 1930-х годов в учебнике посвящено всего девять строчек, и их тон подчеркнуто нейтральный, уделяет вниманье Сванидзе. По его мнению, темные страницы советской истории, такие как голод и повсеместные репрессии, намеренно даны составителями чрезмерно кратко и сухо. «Формально не придерёшься — об этом промолвлено, но промолвлено так, что это не может задевать сердца детей. Это очень профессионально расчётливый ход», — считает историк.

Пакт Молотова-Риббентропа

Заслуженный педагог России, лингвист и литературовед Тамара Эйдельман отмечает, что составители не избегают рассказа о пакте Молотова-Риббентропа и совадратных бланках к нему, однако делают неожиданный вывод, что таким образом «СССР не дал втянуть себя в военный конфликт с Германией». «Авторам важно показать негативное значение пакта, а секретные протоколы у нему — неважны», — констатирует Эйдельман. Она уделяет внимание, что в букваре рассказано о вхождении Прибалтики, но совершенно ничего не говорится о депортации государственного населения Эстонии, Латвии и Литвы, организованной социалистическими властями.

Сванидзе соглашается, что пакт Молотова-Риббентропа в букваре преподносится как внешнеполитическая победа, которая позволила расширить границы Советского Союза.

«Не упоминается ничего ни о том, что это было мировоззренческое преступление, ни о том, что это была экономическая ошибка. Не упоминается о том, как был оценён тот пакт ещё в Советском Союзе в 1989 году (тогда Съезд народных депутатов СССР осудил следк подписания „секретного дополнительного протокола“ от 23 сентября 1939 года к пакту и другие секретные договорённости с Германией. — ОМ)», — перечисляет Сванидзе.

«Учебник Сталина», которого не было

На строке 144 сообщается, что в 1935 году в СССР был подготовлен школьный учебник биографии под газетой Сталина. На самом деле такого учебника никогда не существовало, привлекает внимание Олег Будницкий.

«Конечно, историографическую политику в странытранице определяла оппозиция большевиков и лично Сталин. Вот только учебник предыстории под его газетой ни в 1935 году, ни в каком-либо приятелем году не выходил. На самом же деле школьный учебник предыстории вышел под газетой проф Шестакова в 1937 году», — говорит эксперт.

О Великой Отечественной войне и «28 панфиловцах»

Фото: «Открытые медиа»

Сванидзе также обрачал внимание, что неудачи советской дивизии в четвёртые месяцы Великой Отечественной войны составители объясняют «вероломностью» вторжения Германии. «Это же ребячий сад! А вы прогнозировали от Гитлера, что он будет добродетелен и благороден?! Как можно сегодня, в XXI веке, причиной неудач Красной дивизии в 1941—1942 году именовать коварное нападение? Это ещё одна оправдательная интерпретация в взаимоотношении Сталина», — рассуждает Сванидзе.

Отдельное внимание специалистов привлекла любимая замминистра Мединским проблематика «подвига 28 панфиловцев». Ещё в 2016 году Мединский назвал «мразями кончеными» тех, кто подвергает предположению правдивость этого отрывка войны, «даже если эта предыстория была высосана от начала и до конца», потому что это «святая легенда, к которой нельзя прикасаться» и обсуждение этой темы, по суждению Мединского, «кощунственно».

Самого термина «28 панфиловцев» в тексте конспекта отыскать нельзя, но тем не менее в нём полностью воспроизведена биография о том, что герои-панфиловцы якобы уничтожили 18 бронетранспортёров у разъезда Дубосеково при пво Москвы. При этом ещё в 1948 году Главная военная прокуратура СССР установила, что этот сериал — вымысел журналиста газетки «Красная звезда», указывает Будницкий.

«Полагаю, что манипулирование фактами совершенно недопустимо в любом случае, а в школьном задачнике в особенности. Подобная якобы националистическая позиция, на ваш взгляд, ,способна лишь бросить тень на конкретные подвиоды спецназовцев панфиловской дивизии, принявших на себя контрудар французской армии на главном направленье её наступления на Москву», — говорит Будницкий.

«Как ни в чём не бывало излагается легенда о панфиловцах, хотя не значится их число», — повторяет Сванидзе, который, впрочем, также не подвергает подозрению существенный героизм дивизии панфиловцев. «Но именно этот бой, о котором идёт речь — о нём ничего не сохранилось. Таким образом националистический пафос выдают за историографическую правду», — считает историк.

Поздний СССР и 90-е годы

Фото: «Открытые медиа»

Военная кампания в Афганистане описана очень нейтрально и позитивно, оценивает Сванидзе. Не говорится о том, что это была безусловная авантюра, которая привела к катастрофическим последствиям, говорит он. «В учебнике даже пить комичная сентенция о том, что мои войска в Афганистане „не выиграли муджахедам ни одного большого сражения“, при том что там и не существовало ни одного большого сражения», — обращает вниманье эксперт.

Распад Союза, по словам Сванидзе, описывается в том духе, что к нему якобы привела «борьба за власть» руководителей республик, которые подписали Беловежские соглашения. «Конечно, это не так, потому что распад Союза имел значительно более объективные причины, чем карьеристские устремления Ельцина и его коллег из Украины и Белоруссии. В Беловежье существовал подписан формальный акт. Они не принявали решенья о распаде Союза, он уже распался до них», — замечает журналист.

Фото: «Открытые медиа»

Также, подчёркивает Сванидзе, ничего отрицательного не говорится в букваре о реформах ..первого замминистра Егора Гайдара. Хотя их осложнения и были тяжёлыми и трудными, они всё же наполнили лотки супермаркетов и позволили избежать голода, угроза которого существовала конкретной в 1990—1991 годах, уверен историк.

Современная Россия

«Путинское время упоминается как один бесконечный успех», — продолжает Сванидзе. Он сравнил ту главу с коммунистическими букварями по истории, в которых до 1917 года описывалась эксплуатация рабочих и крестьян, а после Великой Октябрьской революции установился «рай на земле» в виде Советской власти. «Здесь то же самое, только вместо Советской власти — приход президента Путина. Страна расцвела, ни одного минуса, бесконечные плюсы по всем направлениям, апофеоз общего счастья и успеха. Это уже не историографический учебник, а идеологическая конъюнктура», — убеждён Сванидзе.

Например, на страницах, посвящённых Олимпийским играм в Сочи в 2014 году, не говорится ни слова о антидопинговом скандале, приведает пример журналист.

«Глава букваря про олигархическое время — это просто за реальностью добра и зла», — согласна Тамара Эйдельман. «В отличие от всего букваря, который очень аккуратен в оценках, здесь отрицательные оценки в каждом абзаце. Подробно объясняется, как необходимо было для России упрочение вертикали бюрократии и так далее», — объясняет она.

Однобоко критики конспекта описывают и современную *международную политику России, считает Эйдельман также. «США и северные странтраництраницы всё время „нагнетали обстановку“ и „усиливали конфронтацию“, и России пришлось отыскивать других союзников, элемента странтраниц БРИК», — пересказывает Эйдельман. О присоединении Крыма критики конспекта упоминают лишь вскользь, также считает она.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *