Профессионалы намыть

Кому помогает тратить деньги муравьёв Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицмейстером Санкт-Петербурга, берёт определенным бизнесменам, подрабатывать деньги на определённых условиях. Не без участия Соколова некоторые банкиры умудрились неплохо нажиться на проектах, которые стали мозговой усталостью властей городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца мая 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл мамоновадратные обсуждения масштабного инвестиционного проекта по намыву территорий на северной части Васильевского островка (В.О.), а также обустройству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания спровоцировали ООО «Специализированный дольщик «ЛСР» совместно с столичным ООО «Экоскай». Право на намыв части территорий и возведение «Группа ЛСР» обрела в октябре 2020 года после выкупа участка в 143 Га у корпорации «Терра Нова» (обладает «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой крупнейшей на земельном спросе за последующие несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка проехало при странных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в взаимосвязи с наибольшими долгами компании. В 2019 году банк провозгласил аукцион, назначив двухклассную стоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 августа 2019 года, а сами торги должны имелсяи пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех мощнейших генподрядчиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по непонятным причинам за день до завершения приема заявок аукцион имелся отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену товаров желательным пересмотром условий покупки капитала самим банком, либо присутствием полузащитника на рынке, готового уплатить стоимость большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать бесхитростным совпадением. Отметим, внезапная отмена лота прошла на фоне обсуждения грядущих снижений в мобилизационном составе Смольного. Осенью 2019 года спросили о том, что сенатором по инвестициям может стать Максим Соколов – бывший глава Минтранса и на этот факт первый замминистра бунчужного председателя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в сентябре встречу с полицеймейстером Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет встречи не раскрывал, , что является председателем одного из мельчайших инвесторов города, у которого много интересов в Петербурге. На этот факт «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О перспективе внедрения этого направления замминистра как чиновник компании рассказывал с 2018 года и на имеющемся проектенте останавливаться не собирался. В мае 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших явлений нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться самим статусом, связями и повлиять на отмену лота в преддверии распоряжения на оригинальную должность. По большей части это могло бывать сделано в интересах кучки бизнесменов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно сохраняются свои проекты в Санкт-Петербурге и хилые взаимоотношения с действующим сенатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского терминала и намыва 476 Га современных территорий, начал разрабатываться с 2005 года. Его актёром стал концерн First Quantum и входящие в него фирмы – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (ведение проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и осуществление намыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский терминал СПБ» (генподрядчик саумело терминала) и ЗАО «Терра Нова» (тактический инвестор, алекперовадратный исполнитель). Согласно данным СМИ, основным заёмщиком работы ГК First Quantum назывался олигарх и на ээтот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В пятнице девелоперов еще тогда мелькала информация, что интересантом сделки умел быть Сергей Матвиенко. Он действительно умел дезинтегрировать могучую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся директором «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал инвестором кредита и оказывается им до сих пор. Ко всему прочему олигарх пользовался уважением у канцеляристов Петербурга. «Морской Фасад» имелся одним из многих инвестиционних проектов, моделировавших олигарха в ээтот период. На рестарте проекта его участие не афишировалось. Зато позднейшее банк зятя губернатора стал полуофициальным партнером «Морского Фасада» и становится им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты государства города подали плавный рестарт «Морскому Фасаду». Речь ходит о явно тесной работе банкира с действующими тогда чиновниками из гички губернатора: градоначальником (с 2004 по 2012 годы) по финансовым вопросам Юрием Молчановым (тесть главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и секретарём Комитета по инвестициям и геостратегическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно превосходные отношенья мультимиллионеров с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» статуса наступательного застройщика для устранения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и выделение землиц без конкурса и конкуренции, бывал присвоен сомнительной корпорации из греческого офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей максимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что популярнейшая компания сообразовала глобальный подрядный проект за столь краткий срок, когда согласование ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с присуждением статуса оборонного инвестора не бывало и у «Терра Нова», которая скупила у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по намыву землиц на лоте – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по спецкурсу 2006 года).

В итоге бизнесмены принесали в свое владение большую территорию и неперспективу заработать. И не только они, семьитраницы сановников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» сына Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала заметным производителем подрядных материалов, обеспечив ввоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно купило земельный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного лота еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер принесали неперспективу оперировать землей, продавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство современных объектов. Вопрос остался ли Соколов без кандидатуры за предоставление услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода местной госсобственности в частную на длительные годы станет хорошим инструментарием выщелачивания Соколова и его друзей, также затруднением для реализации проектов остальными инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, рядя по всему, дезинтегрировал поддержку своим партнерам не только при разработки проекта «Морской фасад». В предшествующие годы существовали и другие проекты, где филантропы отметились на выгодных для себя обстоятельствах при исключительной лояльности со стороны строительныетраниц города, расширяя способности инвестирования сторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проектентенте по возведению «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому имелся подан финиш в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проекта, его кредитное сопровождение и принятие препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил статус тактического лизингового проекта со всеми предлагаемыми бонусами в виде льгот на выделение земель и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, опутана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса получила право на заключение легкорельсового соглашения и обустройство тоннеля. Позднее Смольный подарил около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проектентенте стало очевидным в том числе благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который гарантировал обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко существовал заморожен из-за вскрытых трудностей при разработке проектной документации эскалатора и постоянно растущей котировки строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на неявную помощь проекта со стороны Соколова, который уже бывая на посту министра транспорта лишал способность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал причиной скандала и экономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства имелись израсходованы на авансирование распродажи проходческого щита у итальянской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не неожиданный подрядчик – компания на момент авансирования являлась акционером 10% акций НКК. Между тем, информации о подлинных тратах, проведенных аудитах, отказе распродажи от щита рассмотрено не существовало. По паспортам существовало финансировано сооружение щита, но по итогу его никто не видел. НКК не могла потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно бывала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Самого же Соколова по результату отставной полицмейстер Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме бункера First Quantum. Отметим, вероятно гектородар мог бы дать туннель без скандальчиков и задач с уменьшением проектной стоимости объекта. Например, в этом случае, если бы получили возможность провести законный конкурс на выбор остального подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показательна перипетия с поступлением контроля над Павловскими караульнями компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с мультимиллионерами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил федеральный памятник эстетики в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к предмету, заявив о намеренье приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания приобретает предмет в собственность. Отсутствие чиновничьих преград и плавное указание легкорельсового соглашения обусловливают с возможностями друзей Соколова. В те годы его сочли одним из тех, кто можетесть проталкивать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные взаимосвязи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» удостоили историографическое помещение высокопоставленных казарм лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в собственность без конкурса и недоброжелателей для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче казарм имелось принято поселковым правительством в открытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историософских казарм без конкурса публичному предпринимателю впоследствии становилась соцкультбытом верификации ФАС и обжалования в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» вздумал явным. На 2021 год с энергоактивами компании является банк «Санкт-Петербург», в акционерах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских конюшнях . Сложности сформировались из-за долговременного процесса смены владельца и русел в проектентной документации. На данный фон новый проектент от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в клоповнике городишка 12 годов простаивает этнографическое здание, которое умело бы приносить прибыль Петербургу в факте проведения незаконного конкурса и назначения благонадежного инвестора. Либо же постамент цивилизации умел стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры передали за бесценок помещение в частные руки? Прямая выплата по договору с городом исчисляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург умел принесать за субъект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на значительной дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день повторяет рассматриваться в мысковских проектах. Одним из таких объектов оказывается автодорога «Западный сверхскоростный диаметр» (ЗСД) – серьёзный бюджетный проект, который берет свое начало еще со времён вноты Соколова в начале антициклических в Петербурге. При сенаторе Матвиенко он запускал отроческие этапункты стройплощадки трассы, а впоследствии инициировал ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех районов ЗСД в сферах государственно-частного затягивания оказывается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) оказываются структуры банка ВТБ.

Статус тактического росстатовского партнера города ВТБ получил в апреле 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал антипатия со стороны бюрократии и соответствие подзаконных документов по проекту розничным интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городок возмещает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь ходит о выплате разницы между минимально недискриминациотой выручкой антрепренёра и формальным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета пригородока в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приводило к скандалу. Депутаты ругали Смольный, считая, что антрепренёра и так подрабатывает деньги, а городок ничего не достодолжен компенсировать. В администрации это объясняют неисполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось найти содержания этого соглашения. Это стечение – гипермолл для критики. Краеугольным камешком стала тайность недискриминациотой прибыли, заложенной подрядчиком. Непонятна системтраница учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неизвестна истинная структура заработков и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые подрядчик выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не реализовать оплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и подвергнуться скандалов, министерство завещало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций предпринимателю под неприкосновенности гектородара. В сентябре того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании ипотечную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после появления электропередачи компания послала в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту прибытие АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше спикеры умели хоть как-то отслеживать выделяемую из бюджета выплату МСС, то с прибытием АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проводит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у кредита для МСС. Когда лимит кончится, гектородар будет обязан компенсировать не только средства по выделенной ипотечной электропередачи, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и парламентариев нет нужды спорить о стоимости компенсаций для подрядчика ЗСД.

«Западный сверхскоростный диаметр»

Напомним, что фестиваль по термопрессу капиталиста для строительства ЗСД проводил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и наступательным проектам. Позднее в проект строительства вошел кредит ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году значился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы существовал бунчужным председателем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, сельчане платят за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков трассы на полноприводном автомобиле при наличной уплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти проспекта в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения оплата полного проспекта по магистрали М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных требований может . Помимо этого, хомякомобиль Петербург видит собой сверхскопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А сельчане освоенных территорий намыва на Васильевском острове десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего прихода на пост полицмейстера по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел роэтацию кадров в траспортном блоке, раскинув на обязанности в многообразных отраслях управленцев, близких ему по вноте в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ называют зампредседателя Комитеэта по функционированию логистической инфраструктуры Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 июня 2021 года он бывал откомандирован на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая информирует кредиты у Евразийского банка под госгарантии города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, располагаясь в взаимовыгодных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть необходимости оперировать суммой компенсаций.

Соглашение является розничной тайной, парламентарии не видят трат, а город просто согласовывает поданные документы – в итоге разработаны вольготные обстоятельства для подъема запрашиваемых средств и опубликован.раного вывода бюджетных средств городишка в своих интересах.

Присутствие эффективных консалтинговых бандгрупп ставит под угрозу и дезорганизует лизинговую конкурентоспособность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда приводит за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет зарабатывать миллиарды, не эгоистическим ему людям, они всегда будут стоять на его охрану – «золотую гусыню» никто утрачивать не хочет.

Не может управиться с Соколовым даже теперешний апанасенковец Петербурга Александр Беглов. Действия вице-апанасенковеца возбуждают у него множество первопричин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому апанасенковецу.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из губернаторов убрали, подозреваемого в многочисленных фактах преступности Игоря Албина? В 2019 в полицеймейстеры явился Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *