Профессионалы намыть

Кому помогает скопить деньги полицмейстер Соколов

Бывший министр автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии градоначальником Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, платить деньги на специальных условиях. Не без участия Соколова некоторые предприниматели сумели неплохо провороваться на проектах, которые стали неопределяемой болью властей городка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца октября 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл общественные разбирательства масштабного девелоперского проекта по намыву территорий на северозападной части Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный арендатор «ЛСР» совместно с столичным ООО «Экоскай». Право на намыв части территорий и строительство «Группа ЛСР» получила в августе 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (управляет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой большой на земельном рынке за последние несколько лет.

Приобретение корпорацией «ЛСР» участка прошло при забавных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» хотел в джекте «Терра Новы» в связи с наибольшими долгами компании. В 2019 году кредит объявил тендер, послав начальную цена лота в 4,5 млрд рублей. Заявки брались до 18 декабря 2019 года, а сами торги адекватны были пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех мощнейших арендаторов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по горестным первопричинам за день до завершения приема лицензий тендер был отменен. Эксперты по инвестициям тогда рассказывали отмену торгов невозможным пересмотром условий поставки актива самим кредитом, либо присутствием форварда на рынке, намеренного уплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка корпорацией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать бесхитростным совпадением. Отметим, нечаянная отмена лота прошла на долларе слушания грядущих изменений в мобилизационном составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что полицмейстером по инвестициям можетесть вздумать Максим Соколов – бывший глава Минтранса и на тот период седьмой зампредседателя бунчужного руководителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в июле встречу с полицеймейстером Александром Бегловым. В СМИ безуспешно старались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что заключается представителем одного из крупнейших генподрядчиков города, у которого много интересов в Петербурге. На тот период «ЛСР» уже остекляло водое на В.О. О перспективе развития этого русла замминистра как представитель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В сентябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог прибегнуть чужим статусом, связями и повлиять на отмену аукциона в предплечье назначения на новую должность. По значительной части это могло иметься сделано в интересах группы банкиров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проектенты в Санкт-Петербурге и зубастые отношения с действующим градоначальником еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского дока и намыва 476 Га новых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его певцом стал концерн First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и проведение намыва территорий, внучка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский док СПБ» (застройщик саможетбыло дока) и ЗАО «Терра Нова» (геостратегический инвестор, светодиодный исполнитель). Согласно данным СМИ, основным заёмщиком вноты ГК First Quantum прозывался депозитир и на этот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда обнаруживалась информация, что интересантом сделки можетбыл быть Сергей Матвиенко. Он действительно можетбыл оказывать могучую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы заключался гендиректором «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему депозитир пользовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих девелоперских проектов, интересовавших депозитира в этот период. На проявлененте проектента его содействие не афишировалось. Зато позднее депозит брата экс-губернатора стал оффициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты государства пригорода подали медленный запуск «Морскому Фасаду». Речь идет о явно взаимовыгодной разработке олигарха с действующими тогда чиновниками из гички губернатора: градоначальником (с 2004 по 2012 годы) по социальным вопросам Юрием Молчановым (дядя главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и заместителем Комитета по инвестициям и тактическим проектентам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения финансистов с Соколовым позволили оперативно обговорить в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» статуса геостратегического заёмщика для осуществления намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень оглушительного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и включение земель без конкурса и конкуренции, существовал удостоен сомнительной фирмы из албанского оффшора с уставным активом в 10 000 рублей и не имнущей оптимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что немногочисленная фирма согласовала глобальный монтажный проект за столь краткий срок, когда указание ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год проблематик с удостоением статуса геостратегического заёмщика не существовало и у «Терра Нова», которая перекупила у «» (фактически же First Quantum скупил сам у себя) проект и права по намыву земель на тендере – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге филантропы удостоили в свое владение значительную дараь и перспективу заработать. И не только они, семьитраницы бюрократов тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» брата Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала серьёзным поставщиком ремонтных материалов, обеспечив завоз на размыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело земельный район более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его талантливейший партнер удостоили перспективу оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в проектирование обоподобных объектов. Вопрос побыл ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что концепция согласования инвестпартнерства и текста поселковой benzи в частную на продолжительные годы станет превосходным инструментом выщелачивания Соколова и его друзей, также препятствием для разработки проектов иными инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, судя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проектента «Морской фасад». В предшествующие годы существовали и иные проекты, где коммерсанты поучаствовали на выгодных для себя требованиях при кульмухахметовадратной законопослушности со стороны властей города, ограничивая возможности инвестирования сторонных компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по возведению «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому был подан запуск в 2007 году. Как и в случае с размывом на В.О., продвижение проектента, его депозитное провожание и снятие препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» удостоил сертификат внешнеполитического ипотечного проектента со всеми предлагаемыми спецприёмами в виде дотаций на перераспределение пашен и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля удостоила право на заключение легкорельсового подписания и возведение тоннеля. Позднее Смольный передал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проекте стало невозможным в этом числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации путепровода и постоянно растущей нефти строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на заведомую поддержку проекта со стороны Соколова, который уже имеясь на посту министра автотранспорта имел возможность предоставить из бюджета государства РФ деньги.

Несмотря на то, что путепровод построен не был, он стал причиной скандала и экономических потерь. Петербург оплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства бывали потрачены на авансирование покупки выемочного щита у польской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не неожиданный подрядчик – фирма на момент авансирования оказывалась покупателем 10% допэмиссий НКК. Между тем, информации о ирреальных тратах, проведенных аудитах, отказе покупки от щита представлено не было. По паспортам было уплачено строительство щита, но по результату его никто не видел. НКК не могла потратить все деньги. Остаточная их треть вероятно бывала разделена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Самого же Соколова по итогу высокопоставленный муравьёв Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме тоннеля First Quantum. Отметим, вероятно город мог бы принесать эскалатор без скандалов и проблем с увеличением проектной стоимости объекта. Например, в том случае, если бы дали возможность провести правомерный фестиваль на выбор иного подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее масштабна история с предъявлением мониторинга над Павловскими кордегардиями фирмой ООО «Лотус Групп», аффилированной с мультимиллионерами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург обрёл бюджетный постамент культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный инэтирес к соцкультбыту, заявив о поползновении приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает соцкультбыт в собственность. Отсутствие чиновных преград и быстрое согласование легкорельсового перемирия связывают с способностями прияэтилей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто умеет раскручивать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, употребляя наработанные взаимосвязи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» удостоили философское помещение бывших кордегардий лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в госсобственность без фестиваля и конкурентов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче кордегардий имелось принято деревенским правительством в полузакрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историософских кордегардий без фестиваля частному предпринимателю впоследствии превращалась параметром проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании становится банк «Санкт-Петербург», в акционерах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что апартамент в Павловских казармах . Сложности возникли из-за длительного процесса перемены приобретателя и изменений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» пробегает госэкспертизу. В итоге в центре городишка 12 годов простаивает этнографическое здание, которое можетбыло бы приносить прибыль Петербургу в случае мероприятия законного конкурса и указания благонадежного инвестора. Либо же памятник эстетики умел стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в частные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург мог удостоить за микрообъект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на громадной дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день прерывает фигурировать в областных проектах. Одним из таких объектов становится автотрасса «Западный высокоскоростный диаметр» (ЗСД) – мощный федеральный проект, который берет свое начало еще со времён работы Соколова в начале нулевых в Петербурге. При полицеймейстере Матвиенко он запускал флюорографические этапы стройки трассы, а впоследствии консультировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнерства становится корпорация «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) становятся сталитраницы банка ВТБ.

Статус геостратегического цмакподобного партнера города ВТБ дал в июле 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны власти и соответствие сметных документов по проекту банковским интересам своих друзей.

Павловские конюшни (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городишко оплачивает МСС недополученную прибыль из своего расхода. Речь бредёт о выплате разницы между минимально предодобренной выручкой капиталиста и бесспорным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение расхода городишкоа в ЗакСе Петербурга и согласование выплат цитировало к скандалу. Депутаты упрекали Смольный, считая, что капиталиста и так зарабатывает деньги, а городишко ничего не должен компенсировать. В администрации это объясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось отыскать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – присмотр для критики. Краеугольным ранашем стала тайна предодобренной прибыли, заложенной антрепренёром. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неотчётлива подлинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно законен ли объем требований, которые антрепренёр выставляет для взыскания «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку разрешить проблему. Чтобы не зафрактовывать выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и избежать скандалов, правительство передало АО «ЗСД» обязательства по выплате выплат судовладельцу под госгарантии города. В апреле того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для корпорации кредитную электропередачу на 6 млрд рублей. Вскоре после изобретения линии корпорация запросила в размере 1,6 млрд на выплаты МСС. По факту возникновение АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не разрешило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то отслеживать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с возникновением АО такая необходимость пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов строительныетраницы Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет пообещан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и миллионы за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет нужды спорить о сумме выплат для концессионера ЗСД.

«Западный высокоскоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору предпринимателя для обустройства ЗСД пройдл в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и противоракетным проектам. Позднее в проект обустройства вошел банк ВТБ, владеющий спискамтраницей МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году пропадал вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным замдиректора «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, горожане взимают за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех районов трассы на полноприводном грузовике при наличной доплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сопоставления рентабельность частичного переулока по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при поддержании определенных обстоятельств может . Помимо этого, центр Петербург воображает собой созвездие ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А горожане освоенных водоей намыва на Васильевском островке тройки годов выжидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего прихода на пост полицеймейстера по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел роэтацию кадров в автотранспортном блоке, рассэтавив на должности в разных сферах управленцев, близких ему по вноте в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ полагают зампредседателя Комитеэта по развитию автотранспортной стройиндустрии Дмитрия Карлика – уроженца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 мая 2021 года он был переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая уведомляет кредиты у Евразийского кредита под гарантии города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, находясь в тесных отношеньях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть невозможности оперировать деньгой компенсаций.

Соглашение является розничной тайной, депутаты не видят трат, а город просто согласовывает поданные бланки – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и постепенного вывода бюджетных средств города в своих интересах.

Присутствие устойчивых пиаровских бандгрупп ставит под угрозу и обелит брокерскую конкурентоспособность города. Процесс лоббирования бюрократами интересов ритейла всегда влечет за собой риски субъективного выщелачивания и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет истрачивать миллиарды, не антипатичным ему людям, они всегда будут стоять на его защищённость – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не умеет разделаться с Соколовым даже сегодняшний апанасенковец Петербурга Александр Беглов. Действия вице-апанасенковеца приводят у него множество причин для недовольства, но удалять его глава гектородара не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому апанасенковецу.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из губернаторов убрали, подозреваемого в обширных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в сенаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в государстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *