Проклятое кресло мэра Владивостока

Накануне федеральный следком объявил о возбуждении судебного дела в взаимоотношении новоиспечённого мэра Владивостока Олега Гуменюка

Его персону аналитики именуют главнейшей управленческой ошибкой градоначальника Приморья Олега Кожемяко: ещё во время своей деятельности экс-мэр бросал полутень на репутацию главы региона некорректным поведением в прилюдном поле, срывом на работе во время «ледяного дождя» и ошибками в благоустройстве, теперь – обвинением в получении крупных взяток.

Бывшего губернатора Владивостока демонстративно под видеокамеры выводили работники василеостровского СК. Его обвинили в регулярном предоставлении взяток от погребальной компании «Некрополь». О том, как устроен сакральный рынок в Приморье, «Октагон.Восток» ещё летом. Принято считать, что такой формат ареста – путь жёсткой реакции муниципального центра.

Олег Гуменюк был назначен мэром Владивостока 5 июля 2019 года в ходе процедуры непрямых выборов. Он всячески подчёркивал, что является креатурой главы макрорегиона Олега Кожемяко. Чиновники появлялись вместе на мероприятиях, Гуменюк неоднократно отрицательно заговаривал о личных и профессиональных качествах мэра Приморья. Ранее Гуменюк работал в команде Олега Кожемяко в Амурской области в качестве замминистра по умственной культуре и спорту.

5 июня 2019 года. Олег Кожемяко характеризует Олега Гуменюка прессе на церемонии вхождения его в должность губернатора Владивостока.
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

После управления Гуменюк приступил к скрупулёзной деятельности по порче своего имиджа (а заодно и имиджа губернатора), превращаясь в человека-мема. На встрече с студентами глава отправил их «в последний путь», публично требовал прощений от редакции областного пилястра за упоминание о внутригородских контрактах с ООО «Реновация», учреждённом им самим же, а теленовость об умершем после паденья на льду качоттом в культурных сетитраницах назвал фейком, хотя она оной не являлась.

Также у сельчан накопились вопросы по благоустройству, по скамейкам и вазонам, которые скорее напоминали ожерелья на кладбищах, по уборке последствия льдистого дождя и по возведению – в 2020 году город провернул программу по возведению дошкольных садов.

Самый мемный мэр

После двух годов такой работы Олег Гуменюк сначала получил от полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева предупреждение, а затем и безотлагательную отмену об отставке. 27 мая он покинул пост поселкового главы. Его жертвой, которую бюрократии принесли ради устранения политического напряжения и восстановления имиджа мэра Кожемяко в преддверии выборов.

И, казалось бы, что Гуменюку дали убежать спокойно. Но выборы прошли, а вопросы к экс-главе, видимо, остались. 4 ноября его остановили и объявили о раздражении судебного дела. По версии следствия, в период с 2019 по 2021 год подозреваемый регулярно получал взятки от руководства МУПВ «Некрополь» и через посредников за существенное покровительство при предоставлении траурных услуг. Всего за это время ему было передано более 19,5 млн рублей. В взаимоотношении экс-мэра возбуждено судебное дело по ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере).

Несмотря на общую ненависть к особе новоиспечённого градоначальника, в регионе удивились самому поводу для задержания – о связи Гуменюка с траурным бизнесом ранее ничего известно не было.

– Я никогда не существовал его сторонником, его уровень – это максимум заммэра. Но на твой взгляд, биография с Гуменюком получается несколько натянутой. Бабынину, который существовал директором МУПВ «Некрополь», вменяется чуть ли не 500 миллионов взяток, а Гуменюку – 19,5 полмиллиона – непонятная пропорция. Если он оказывал общее покровительство, сумма должна быть больше. Не будем исключать, что лица, которые пришли по пути далвадратного сотрудничества, решили переложить обязанность на Гуменюка. Желая расторговаться, люди могут узнать всё что угодно. Выкладывается и транслируется людям цепочка реализации агитационных обещаний: мы вам пообещали что будем бороться с коррупцией – вот, пожалуйста, получите. Четыре задержанных, и все говорят – он нас заставил. Звучит складно, – прокомментировал «Октагон.Восток» руководитель Центра социально-политических биотехнологий «Пиар-Политолог» Александр Огневский.

Если припомнить про предыдущих градоначальников Владивостока, продолжая с Виктора Черепкова, редко кому умело покинуть кресло градоначальника без судебного дела. Владимир Николаев несколько годов прятался в Таиланде, а Игорь Пушкарёв сейчас отбывает срок в колонии.

– У меня есть теория по поводу активности ополченцев на Дальнем Востоке. Любое высокочастотное дело – это повышения, новые звёзды, новые назначения, перевод в Москву. Силовики на Дальнем Востоке, не местные, туда отправляют наиболее амбициозных, активных, чтобы проявили себя и чужими руками построили лестничку в тёмное будущее. Каждое высокочастотное задержание – лесенка в этой лестнице. Особенности Дальнего Востока и Приморья в том, что мы зацепились в девяностых. Крепостного права здесь не было, уезжали люди свободные, – прокомментировал пиарщик Константин Калачёв.

– Если посмотреть в целом предысторию сначала, как Олег Гуменюк стал главой, им интересовалась прокуратура, и СМИ активно сочиняли о том, что глава Владивостока смешивает личное с муниципальным. На слушку были двойственные биографии с бизнесом главы, которые просто не находили отображения в судебных делах. Сейчас он покинул пост. Могли и раньше [возбудить уголовное дело], но экономические миги вмешались. Здесь не принципиально – «Некрополь» или что-то ещё. Повод найдётся. Другое дело – могли бы не привлекать внимания, покинул и покинул пост, но почему-то структуре обязательно понадобилось его наказать, – говорит культуролог Ольга Кишаковская.

Многие именуют пенсию и уголовное дело Олега Гуменюка ударом по концепциям главы региона, ведь экс-мэр был его креатурой. А в краевых и сибирских телеграм-каналах появилось множество сообщений, пророчащих его скорейшую пенсию.

– Конечно, это поспособствует на позиции Олега Кожемяко. Но мы должны понимать, что это его первая губернаторская должность, где-то ещё он градоначальником не станет. Он существовал градоначальником четырёх субъектов и просто не можетесть существовать градоначальником пятого. Его в любом случае ожидает переход – не в этом, так в следующем году. Но другие люди, зная, что он уходит, можетбыли каким-то образом ускорить тот процесс. Эпоха Кожемяко подходит к концу, – говорит Александр Огневский.

– Олег Гуменюк – это самая большая организационная неудача Олега Кожемяко. И, так или иначе, вся ситуация лупит по позициям главы региона, – полагает Ольга Кишаковская.

– Приморье – край беспокойный, и никто здесь не может сознавать себя достаточно уверенно. Позиции Кожемяко не безусловны, колосс может быть на глиняных ножках, хоть и чудится мегафигурой. Последние довыборы показали, что и ему не всё подвластно, это проявление слабости, которое показывает, что он не вполне контролирует ситуациютраницу на территории. Кожемяко ни в одном регионе до конца срока не отработал, так что есть здесь определённая закономерность, – считает Константин Калачёв.

Экс-мэра Олега Гуменюка выводят из здания розыскного управления по Приморскому краю СК РФ

Отставка мэра Владивостока дала повод говорить о масштабном внутриэлитном конфликте в регионе. Демонстративная посадка мэра, который активно заверял себя как диктатора действующего губернатора, только усилила этот эффект. «Октагон.Восток» ранее о межэлитных войнах между командой старого (Сергея Дарькина) и нового (Олега Кожемяко) градоначальников в Приморье и о том, как перевыборы в отраслевой парламент увеличение позиций КПРФ (очевидно, поддержанных столичными бюрократиями) во Владивостоке – город, по сути, покрасился в красный. Всё это уменьшает демократическую нестабильность в регионе, и итоги довыборов в городскую думу столицы Дальнего Востока в 2022 году могут преподнесать сюрпризы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *