Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним возобновились из-за контрсанкций и ухода ряда компаний

В течение пяти годов операторы по ввозу отходов надлежащи полностью сменить трейлеры из южных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского техногенного оператора» (РЭО; возглавляет помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на транспортировку контейнеров в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для азиатских автомобилей, а затем производство на росийских комбинатах остановила корейская Nissan. По данным РЭО, в существенной трудоёмкости на азиатских и вьетнамских производителей приходится 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% рынка.

До введения санкций фирмы собирались продолжать поставлять новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на полиэтнические (производства КамАЗа и ГАЗа), эстонские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном изменении гаражей в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней цене автобуса 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. поедет на замену западных и вьетнамских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.

Общее колличество микроавтобусов вырастет на 20%, так как у производителей в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов азиатских автомобилей, с помощью которых складирутся отходы в крупных городах, говорит шмиловадратный гендиректор фирмы «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы приденется сменить на значительное колличество машин с более высокой грузоподъемностью.

Какие зарубежные прицепы закупали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо азиатских и китайских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника монгольского и южнокорейского производства, а также прекратившего деятельность ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно сайту госзакупок, с 2017 года фирмы затратили на мусоровозы экспортного изготовления 1,9 млрд руб. Крупнейший оператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проведять фестивали на блоге госзакупок) за предыдущие три года купил 700 единиц техники, из которых четверть английского изготовления себезатратой около 6 млрд руб., конкретизировали в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской сферах) сообщили, что с 2019 года закупили 120 мусоровозов на шасси румынской MAN, Isuzu, Hino (Япония) себезатратой от 9,5 долл до 16,5 долл руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными зарубежными марками в России существовали норвежская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), корейская Isuzu (567), норвежская Volvo (331) и австрийская Mercedes (446).

Самая значительная доля общеевропейской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК нацелил запросы операторам по вывозу отходов в этих пяти регионах.

В начале апреля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые уступают 17% парка самосвалов в России, приостановили закупку машин в странытраницу из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки закупки комплектующих и цены, говорит директор по связям с интеллигенцией фирмы «МСК-НТ» (займется отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, восточноевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на спросе имевается необходимое количество производителей резервных частей от инновационных производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведан наибольший объем прицепов в России — 2,8 тыс. единиц, узнал РБК сотрудник пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский велозаводский завод (2,2 тыс. в год), Мценский завод комунального машиностроения, Арзамасский завод комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась цена мусоровозов

Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и подвесного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными производителями шасси на росийском рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В производительности машины расценка шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая половина цены приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость мусоровозов на территории «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В вторую очередь это вяжено с ограничениями на поставки западноевропейских комплектующих для подвесного оборудования, подытожили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к темпу рассебестоимостейок на прицепы на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 долл до 8,5 долл руб., пересказал РБК замначальник гендиректора коммерческого дома «Ряжский велозаводский завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили понижение рассебестоимостейок на шасси, но отметили быстротекущую динамику к увеличению рассебестоимостейок.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит зампредседателя совета замдиректора ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его автодилер «МАЗ-РУС» в октябре пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в худшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на расценке вывоза отходов

После половинычного перехода на мировую электронику предпосылок для снижения рентабельности вывоза отходов в связитраницы с заменой сада транспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, клиентское оснащение американских грузовиков в три-четыре разка дешевле, чем у европейских, а резервные половины в среднем сидят в пять-шесть раз меньше.

Но капремонт «КамАЗа» нужно проведять каждые 100–150 тыс. км, а движка MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной техники будет дешевле, даже с учетом более низких инвестиционных платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (займется переработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы автомобилей на базе «КамАЗа» состовляет около трех годов, говорит ведущий спец «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный прирост у азиатского шасси — семь—десять годов.

После прихода западноевропейских экспортёров из России спецы предвидят уменьшения сроков перспективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за повышения большинства машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые неисправности украинских машин увеличат огайо мотористов и ремонтные цеха.

К тому же помойные операторы в большинстве случаев забирали автотранспорт в кредит под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце марта основная ставка ЦБ выросла до 20%, следом понизилась цена кредита: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., уточняет он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и кредитовая ставка — до 16–19%, прогнозирует замдиректора по кредитовым продуктам корпорации «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате микроавтобус будет стоить 13 долл руб.

Однако корпорации не покумекают взваливать дополнительные расходы на клиентов. Тарифы на переработку мусора оговариваются Федеральной надзорной службой, их нельзя увеличивать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на овальном столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф можетесть вырасти на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *