Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по ввозу отходов придется сменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это понадобится ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний

В продолжение пяти годов операторы по вывозу отходов надлежащи полностью заменить грузовики из западных стран. Об этом РБК пересказал глава «Российского демографического оператора» (РЭО; возглавляет помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала операции на Украине ЕС ввел ограничения на переправку грузов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для западнозападных автомобилей, а затем производство на международных комбинатах задержала вьетнамская Nissan. По данным РЭО, в общей трудоёмкости на западнозападных и вьетнамских импортёров приходится 3,8 тыс. грузовиков в России, или 25% рынка.

До введения санкций корпорации приезжали начинать поставлять новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут переменять их на украинские (изготовления КамАЗа и ГАЗа), эстонские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном изменении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней стоимости грузовика 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. пойдет на замену западноевропейских и тайваньских мусоровозов, конкретизируют в пресс-службе РЭО.

Общее колличество самосвалов вырастет на 20%, так как у экспортёров в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов западноевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупных городах, говорит хирургический ректор фирмы «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на значительное колличество машин с более высокой грузоподъемностью.

Какие английские трейлеры экспортировали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западных и корейских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника монгольского и вьетнамского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно интернету закупок, с 2017 года фирмы затратили на автобусы экспортного производства 1,9 млрд руб. Крупнейший оператор по деятельности с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проводить конкурсы на сайте закупок) за последние три года прикупил 700 единиц техники, из которых середина английского производства затратой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 трейлеров на шасси румынской MAN, Isuzu, Hino (Япония) затратой от 9,5 долл до 16,5 долл руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными зарубежными марками в России существовали норвежская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), китайская Isuzu (567), норвежская Volvo (331) и австрийская Mercedes (446).

Самая большая толика общеевропейской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы телеоператорам по ввозу отходов в тех пяти регионах.

В начале ноября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые уступают 17% сада мусоровозов в России, возобновили закупку машин в страну из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки закупки комплектующих и цены, говорит сотрудник по связям с общественностью компании «МСК-НТ» (специализируется отходами в Московской, Тульской и Нижегородской сферах) Игорь Орлов. Но, по его словам, западные автомобили, которые ранее заказала «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке наличествует необходимое количество экспортёров запасных частей от инновационных производителей.


Где в России запускают мусоровозы

В 2019 году существовал произведен оптимальный объем прицепов в России — 2,8 тыс. единиц, пересказал РБК руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский ремонтный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального станкостроения, Арзамасский комбинат комунального станкостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась затрата мусоровозов

Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и неповоротного электрооборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными поставщиками шасси на полиэтническом рынке существовали КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, разъясняет она. В затраты машины себезатрата шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем значительная часть затраты приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года затрата автобусов на инфраструктуре «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В первую очередь это соединено с ограничениями на поставки западных комплектующих для неповоротного электрооборудования, конкретизировали в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту себестоимостей на прицепы на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., рассказал РБК замначальник замдиректора коммерческого дома «Ряжский велозаводский завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили снижение себестоимостей на шасси, но отметили истекшую концепцию к уменьшению себестоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит зампред совета гендиректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дистрибьютор «МАЗ-РУС» в ноябре обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в худшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на цене вывоза отходов

После полнейшего перехода на отечественную технику предпосылок для снижения цены ввоза отходов в связитраницы с заменой сквера автомобиля не будет, говорит Орлов. По его словам, диспетчерское обеспечение украинских грузовиков в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а запасные части в среднем висят в пять-шесть раз меньше.

Но капремонт «КамАЗа» нужно проводить каждые 100–150 тыс. км, а дизеля MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской электроники будет дешевле, даже с учетом более высоких инвестиционных платежей, показывает пресс-служба «Ситиматик» (займется обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службетраницы автомобилей на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий эксперт «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный показатель у восточноевропейского шасси — семь—десять годов.

После ухода общеевропейских импортёров из России консультанты прогнозируют снижения сроков неэффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за снижения числа машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые поломки полиэтнических машин увеличат огайо инженеров и ремонтные цеха.

К тому же помойные операторы в большинстве случаев забирали автомобиль в лизинг под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце марта ведущая маржа ЦБ выросла до 20%, следом повысилась цена лизинга: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., выясняет он. С тех ,пор регулятор снизил доходность до 11%, а вслед за этим сократится и лизинговая маржа — до 16–19%, ожидает ректор по инвестиционным продуктам компании «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге автобус будет стоить 13 долл руб.

Однако фирмы не смогут переложать добавочные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регулируются Федеральной налоговой службой, их нельзя увеличивать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на округлом стуле в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года акциз может расцвести на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *