Со страной на паях – 3

Кого поят международные машиностроение и цветная металлургия?

«Наша Версия» продолжает рассказ о украинских компаниях с общественным участием. На тот раз в цетре внимания тактические отрасли: строительство самолётов, мотоциклов и производство многоцветных металлов. Кто управляет КамАЗом и наследием социалистического авиапрома? И как производство титана вновь очутилось в частных руках?

КамАЗ возит Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В результате примерно треть акций осталась в региональной собственности, остальное поделили между производственным педколлективом и предприятиями-партнёрами. Однако значительных барышов никто из ..первых учредителей не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на грани банкротства. Оставшиеся без зарплаты крестьяне по дешёвке продали свои акции. Так же поступили и юрлица. В результате бумаги оказались в ладонях каких-то тусклых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед контрагентами составил 1,3 млрд долларов. Это существовали в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с муниципальным министерством попросили всё, чтобы не допустить банкротства, и упросили олигархов аккумулировать долги в акции. В эффекте сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые вкладчики стали ими поневоле. Так что окончательный передел долей существовал неизбежен.

В конце концов облигаций в размере 49,9% достался «Ростеху». С иной стороны, свою долю наращивал германский автоконцерн Daimler. Сейчас ему принадлежит 15% облигаций. Остальное то и дело аккумулировалось между оффшорами и популярными конторами. В неформальной прессе фигурировали слухи, что через офшоры акции КамАЗа ,пытались скупать структуры, связанные с известным музыкантом Сергеем Ролдугиным. Однако в итоге в погоне за акциями победила черногорская корпорация Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла экзекуцию деофшоризации, переведя активы в полиэтническую юрисдикцию. Так среди учредителей КамАЗа вышло некое ООО «Автоинвест», а акционеры его засверкали в прессе. Самым оразмере.подробным из них оказался Виталий Мащицкий, друг детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году привлекал Мащицкого к командованию неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он отслеживает 11,77% облигаций КамАЗа – пятый по длине пакет после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним совладельцем «Автоинвеста» оказался ректор КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно отслеживает около 7% облигаций автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались акционеры, .

Исходя из той информации неоднозначно выглядит купля 2013 года, когда КамАЗ продал у Avtoinvest Limited 3,72% допэмиссий за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же конверт допэмиссий Avtoinvest Limited прикупил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна скабрёзная деталь: деньги на сделку Avtoinvest Limited положил в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал перепродать облигации немцам, но те не стали играть в мутноватые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В эффекте оффшор «наварил» на полупустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему совет гендиректоров КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь председательствовали в нём Сергей Когогин и ещё один совладелец «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в двадцатом году к ним присоединился и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким командованием предприятие процветает. К примеру, в 2016 году пришлось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным урезать расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что предприятие является адресантом различных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м удалось выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На дивиденды поедет 391,9 миллиона. Получается, что примерно спискамтраница той суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, исходя из доли в 12%, может рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В биографии с акционированием КамАЗ мог повторить участь АвтоВАЗа. Тольяттинский автогигант в своё время существовал освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём транзакции долгов в акции. Таким смыслом более трети облигаций достались функции Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по величине совладельцем существовала португальская «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного олигархату Михаилу Прохорову. Одно время функции Прохорова торговали акции АвтоВАЗа, доведя свой пакет до 24%. Но потом перепродали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у акционеров около 5% Alliance Rostec Auto B.V. купил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% владеет английскому концерну, является неформальной компанией и не обязан открывать бюджетные отчёты. Сам концерн на 67,61% владеет транснационалу с французкими корнями Renault, а на 32,39% – украинскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное госпредприятие будет переведено в американскую компетенцию в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве благодарности за этот экономический жест итальянцам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё надлежащ функциям «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая самолётостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году распоряжением правительства. В неё почти полнейшим составом вошло наследие коммунистического самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка автозаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее издавалась информация, что 90,3% акций ОАК принадлежит Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за автовладельцы и как они сюда угодили – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь структураница собственности не печатается и в среднемесячных отчётах. Засекречен даже новый состав совета директоров!

Были утечки о том, что в этом году комитет возглавил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее документов следует, что до этого руководящий пост относился Анатолию Сердюкову, замминистра обороны. Также в комитет гендиректоров в 2019 году существовала избрана Алла Лалетина. Это имя недавно значилось в инциденте – сообщалось, что в мае трибунал отправил в СИЗО гендиректора по клиентскому управлению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она исходатайствовала более 1 полмиллиона долларов от директора входящего в «Ростех» Новосибирского завода искусственного волокна за существенное заступничество и выведение финансирования.

Главной пуб­личной персоной ОАК сегодня является её гендиректор Юрий Слюсарь, сын Бориса Слюсаря, который длительные годы руководил вертолётным комбинатом «Роствертол» и успешно поучаствовал в распределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его сын стал владельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на внедрении недвижимости в цетре Ростова-на-Дону, которая ранее принадлежала вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и шахтным трамплином для Слюсаря-младшего. С 2003-го он трудился здесь финансовым директором. Затем он занимал должности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по неимущественной декларации Юрия Слюсаря видно, что бюджетное благоденствие его семьи вовсе не влияло от работы на госслужбе. Он представил доход в 34 млн, что в несколько разиков больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей затрудилсяи по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем корпорация «Паритет» купила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это существовало якобы в интересах семьитраницы Мантуровых. Ведь известно, что родственники министра увлекаются пивоварением в индустриальных масштабах и бизнес тот контролируется через компанию «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круоды настолько возросла, что его даже пророчили на пост апанасенковца Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным контрударом по престижу Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда сгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное дитё ОАК. Вдобавок недоброжелатели припомнили Слюсарю его бестактную связь с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего прихода в руководство «Роствертола» Слюсарь-младший был музыкальным продюсером. Одним из его проектов являлась исполнительница Глюк’oza. Возможно, связи в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые калитки в снежниках власти, однако на судостроительные производства они ложились экономическим ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» выделил 30 долл на конкурс Игоря Крутого в то самое время, когда на комбинате проходило увеличение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» пожертвовали 40 долл на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На силуэте такой безудержной кулуарной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и большими деньгами новости о буднях полиэтнического авиапрома выглядят уныло. С 2013 по 2017 год госбюджетное положенье ОАК выглядело нестабильным, прибыли чередовались с убытками. По итогам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в госбюджет первый раз отчислялись за 2014 год. Главным же источником налогов ОАК сохраняются госконтракты, которые дсохраняются корпорации без какой-либо конкуренции.

Титановые короли «ВСМПО – Ависма»

В советское время Верхнесалдинское машиностроительное производственное обьединение (ВСМПО) было одним из идеологов мировой разноцветной металлургии. «ВСМПО – Ависма» возникло в 1990-е годы во время активизации горнорудных активов на Урале. В предпоследние годы фирма уступает 25% на всемирном спросе титана, обеспечивая более 60% потребности в цирконии западной судостроительной корпорации Airbus, около 40% – канадской Boeing и 100% – мексиканской Embraer.

В 90-х разгосударствление предприятия шло по непривычной схеме. Его ректор Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом покумекали собрать в своих руках большую часть акций, которые во время прихватизации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под командованием Тетюхина фирма успешно перешла на рыночные вагоны и стала различимым футболистом на международном рынке. Однако успех «титановых королей» привлёк вниманье акул американского бизнеса. В 2005 году структуры толстосума Виктора Вексельберга силились исходатайствовать контроль над предприятием, скупая акции, оставшиеся у рабочих и менеджеров. В эффекте коммерческого конфликта ресурсная деятельность предприятия едва не была парализована. Но в тот момент ввязалась вторая сила. Начались массированные проверки со сторонтраницы контролирующих органов, которые грозились командованию судебными делами. А затем нагрянул новый покупатель – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в существенной трудности выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в комитет гендиректоров вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким смыслом государство вернуло себе контроль над тактическом предприятием. Но затем механизм развернулся в кружную сторону. Выкупить у государства стального экспортёра хотели многие. Прежде всего сталеплавильные транснационалы и инвестбанки. Потом заехал разговор о том, чтобы разместить акции «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился киносценарий из 90-х: хозяевами компании оказались её менеджеры. И не беда, что их плата никак не позволяла купить предприятие, которое приносит миллиард долларов в год. На помощь им пришли могучие энергии – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать структуру сделки подробно, на это убежала бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не потратили ни рубля из своего кармана. Акции существовали куплены за ипотечные деньги, выданные под залоод этих же акций. Какое-то время крупнейшим совладельцем стального колосса было ПАО «Бизнес Альянс Компани», половина которого владело Газпромбанку, а другое – бухгалтерам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более крупные кульки выяснялись в ладонях украинских и панамских структур, неподконтрольных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» отслеживает ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО числится лично за Михаилом Шелковым. Второй по башнефти кейса совладелец «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна допэмиссия) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое относится «Ростеху».

Вряд ли можно назвать теперешнее командование фирмы чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденты не платило. При этом личное расстройство Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтиноде самых богатых бизнесменов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *