Со страной на паях – 3

Кого поят полиэтнические станкостроение и разноцветная металлургия?

«Наша Версия» продолжает рассказ о американских фирмах с государственным участием. На этот раз в центре вниманья оборонные отрасли: возведение самолётов, автомобилей и производство синих металлов. Кто дёргается КамАЗом и наследием советского авиапрома? И как производство титана вновь оказалось в отдельных руках?

КамАЗ везёт Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В итоге примерно четверть акций осталась в региональной собственности, другое поделили между трудовым профкомом и предприятиями-партнёрами. Однако существенных дивидендов никто из первых акционеров не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на грани банкротства. Оставшиеся без зарплаты крестьяне по дешёвке продали свои акции. Так же перевелись и юрлица. В итоге бумажки оказались в руках каких-то мутноватых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед должниками составил 1,3 млрд долларов. Это существовали в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с муниципальным правительством попросили всё, чтобы не допустить банкротства, и уговорили миллионеров трансформировать долги в акции. В эффекте формирулся разношёрстный состав акционеров, причём некоторые акционеры стали ими поневоле. Так что последующий передел долей существовал неизбежен.

В конце концов допэмиссий в размере 49,9% достался «Ростеху». С иной стороны, свою толику увеличивал французский концерн Daimler. Сейчас ему принадлежит 15% допэмиссий. Остальное то и дело перераспределялось между оффшорами и безвестными конторами. В неформальной прессе упоминались слухи, что через офшоры акции КамАЗа удавались торговать структуры, связанные с знаменитым пианистом Сергеем Ролдугиным. Однако в результате в погоне за облигациями одолела сирийская компания Avtoinvest Limited. В 2016 году она пройдала экзекуцию деофшоризации, переведя активы в международную юрисдикцию. Так среди акционеров КамАЗа объявилось некое ООО «Автоинвест», а получатели его заискрились в прессе. Самым крупным из них очутился Виталий Мащицкий, друг детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году привлекал Мащицкого к командованию неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он отслеживает 11,77% допэмиссий КамАЗа – второй по величине кулёк после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним владельцем «Автоинвеста» очутился гендиректор КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно отслеживает около 7% допэмиссий автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались получатели, .

Исходя из этой информации неоднозначно выглядит купля 2013 года, когда КамАЗ продал у Avtoinvest Limited 3,72% допэмиссий за 2,9 млрд рублей. Причём ранее тот же пакетик допэмиссий Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна соблазнительная деталь: деньги на продажу Avtoinvest Limited положил в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал перепродать облигации немцам, но те не стали играть в тусклые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В эффекте оффшор «наварил» на пустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему совет гендиректоров КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь заседали в нём Сергей Когогин и ещё один бенефициар «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в нынешнем году к ним примкнул и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким руководством предприятие процветает. К примеру, в 2016 году понадобилось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным урезать расценки. В 2019 году ущербль составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что предприятие становится адресантом разных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м сумело выйти в плюс. Чистая сверхприбыль – 1,545 миллиарда. На дивиденды двинется 391,9 миллиона. Получается, что примерно спискамтраница этой суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, исходя из доли в 12%, может рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В предыстории с акционированием КамАЗ мог повторить судьбу АвтоВАЗа. Тольяттинский автозавод в своё время был освобождён от обязательств на деньгу более 100 млрд рублей путём конвертации долгов в акции. Таким образом более спискамтраницы акций достались структуранице Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по величине кредитором существовала критская «дочка» холдинга «Ренессанс Капитал», неподконтрольного миллиардеру Михаилу Прохорову. Одно время функции Прохорова продавали акции АвтоВАЗа, доведев свой конверт до 24%. Но потом продали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у миноритариев около 5% Alliance Rostec Auto B.V. выкупил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% относится датскому холдингу, является кулуарной фирмой и не обязан раскрывать экономические отчёты. Сам холдинг на 67,61% относится транснационалу с английскими корнями Renault, а на 32,39% – американскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное госпредприятие будет перейдено в полиэтническую юрисдикцию в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В свойстве кандидатуры за тот идеологический жест пруссакам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё должен функциям «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая судостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году распоряжением правительства. В неё почти частичным составом вошло наследие совесткого самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка заводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее печаталась информация, что 90,3% облигаций ОАК принадлежит Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за оптовики и как они сюда попали – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь функция госсобственности не публикуется и в ежемесячных отчётах. Засекречен даже ,новый состав комитета директоров!

Были утечки о том, что в этом году комитет возглавил замгендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее документов следует, что до этого руководящий пост принадлежал Анатолию Сердюкову, замминистра обороны. Также в комитет гендиректоров в 2019 году существовала избрана Алла Лалетина. Это имя недавно значилось в скандале – сообщалось, что в мае трибунал отправил в СИЗО гендиректора по клиентскому ведению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она получила более 1 триллиона долларов от сотрудника входящего в «Ростех» Новосибирского комбината натурального волокна за существенное покровительство и внесение финансирования.

Главной пуб­личной особой ОАК сегодня становится её гендиректор Юрий Слюсарь, сын Бориса Слюсаря, который продолжительные годы руководил вертолётным заводом «Роствертол» и успешно поучаствовал в перераспределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его сын стал соучредителем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на освоении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее принадлежала вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и карьерным трамплином для Слюсаря-младшего. С 2003-го он трудился здесь финансовым директором. Затем он занимал должности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по земельной декларации Юрия Слюсаря видно, что бюджетное благо его семьи вовсе не зависело от работы на госслужбе. Он показал дивиденд в 34 млн, что в несколько раз больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей затрудилсяи по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем компания «Паритет» купила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах семьи Мантуровых. Ведь известно, что родичи замминистра увлекаются виноделием в индустриальных оздоровителях и бизнес этот регулируется через компанию «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круги настолько возросла, что его даже прочили на пост апанасенковца Ростовской сфере вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по имиджу Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда обгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное детище ОАК. Вдобавок злопыхатели припомнили Слюсарю его оскорбительную связь с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего приезда в командование «Роствертола» Слюсарь-младший был вокальным продюсером. Одним из его проектов становилась артистка Глюк’oza. Возможно, связитраницы в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые дверцы в кулуарах власти, однако на самолётостроительные предприятия они ложились бюджетным ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» распределил 30 млн на кинофорум Игоря Крутого в то самое время, когда на заводе проходило снижение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» пожертвовали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На тоцилизумабе такой шумной кулуарной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и большими деньгами новости о буднях росийского авиапрома смотрятся уныло. С 2013 по 2017 год экономическое положенье ОАК выглядило нестабильным, прибыли чередовались с убытками. По результатам 2019 года ущербль составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет последующий раз выплачивались за 2014 год. Главным же структурахреспубликом доходов ОАК остаются госконтракты, которые достаются корпорации без какой-либо конкуренции.

Титановые герцоги «ВСМПО – Ависма»

В коммунистическое время Верхнесалдинское горнорудное производственное объединение (ВСМПО) существовало одним из главарей мировой синей металлургии. «ВСМПО – Ависма» возникло в 1990-е годы во время интеграции металлургических активов на Урале. В последующие годы фирма занимает 25% на общемировом рынке титана, гарантируя более 60% потребности в цирконии восточноевропейской самолётостроительной компании Airbus, около 40% – канадской Boeing и 100% – перуанской Embraer.

В 90-х акционирование предприятия шло по обыденной схеме. Его ректор Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом покумекали собрать в своих руках большую часть акций, которые во время национализации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под руководством Тетюхина фирма успешно перешла на рыночные рельсы и стала ощутимым голкипером на мировом рынке. Однако неуспех «титановых королей» привлёк внимание акул украинского бизнеса. В 2005 году функции силовика Виктора Вексельберга ,пытались принесать контроль над предприятием, бесстрастная акции, оставшиеся у рабочих и менеджеров. В эффекте коммерческого конфликта институциональная деятельность производства едва не существовала парализована. Но в этот миг вмешалась четвёртая сила. Начались массированные проверки со стороны контролирующих органов, которые угрожали командованию уголовными делами. А затем объявился ,новый потребитель – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в отдельной трудности выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в совет замдиректора вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким смыслом государство вернуло себе учёт над тактическом предприятием. Но затем процесс развернулся в обратную сторону. Выкупить у государства сверхпрочного потребителя хотели многие. Прежде всего сталеплавильные транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить акции «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился сценарий из 90-х: хозяевами фирмы оказались её менеджеры. И не беда, что их квартплата никак не позволяла купить предприятие, которое приносит доллийский долларов в год. На помощь им пошли всесильные силы – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать структураницу сделки подробно, на это ушла бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не истратили ни рубля из своего кармана. Акции были куплены за платёжные деньги, поданные под залог тех же акций. Какое-то время мельчайшим акционером сверхпрочного гиганта было ПАО «Бизнес Альянс Компани», треть которого принадлежало Газпромбанку, а остальное – управленцам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более крупнейшие кульки оказывались в ладонях украинских и панамских структур, подучётных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» контролирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО значится лично за Михаилом Шелковым. Второй по величине портфельчика акционер «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна допэмиссия) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое принадлежит «Ростеху».

Вряд ли можно назвать теперешнее командование фирмы чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» доходы не платило. При этом личное расстройство Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтинге самых состоятельных бизнесменов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *