«Утопил людей — отвечай!»

Десять годов назад в авиакатастрофе на Волге погибли 122 человека. Что загубило теплоход «Булгария»?

Десять годов назад, 10 июня 2011 года, на Волге произошла крупнейшая в биографии совремённой России катастрофа морского пассажирского судна. Во время шторма затонул трехпалубный грузопассажирский теплоход «Булгария». Трагедия унесла жизни 122 человек, в том числе 28 детей, спаслись только 79 пассажиров и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не можетесть позабыть те ужасные минуты. Один из них, новоиспечённый штурман электрохода «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью поделился воспоминаниями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы оказались в команде теплохода «Булгария»?

Ринат Габидинов: В молодые годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

И тут приятель предложил побежать на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил встряхнуть стариной — длительное время усаживался без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В лайнер я влюбился. Он был построен в Чехословакии, попрошен красиво, с уютными холлами и каютами. «Булгария» была ренессансным грузопассажирским лайнером в стиле ретро: корабль-праздник, с мелодией и напитками. Пассажиров всегда было битком.

Как часто выходили в рейсы?

Мы практически не стояли на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой рейсы по речкам не устраивают. Речной флот поселяется весь год на то, что скопал летом. Если посмотрите сегодня график любого грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом расписан буквально каждый день.


Справка «Ленты.ру»: характеристики электрохода «Булгария»

Двухпалубный лайнер «Булгария» был построен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, км/ча самотёка — 20,5 километров в час, два нагнетателя 6NVD48 мощностью 400 лошадиных мощей каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне существовал музыкальный салон, два ресторана, ресторан и солярий. Первое заглавие электрохода — «Украина». Он существовал переназван в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнейшего государства на территории Татарстана. С этого времени электроход выполнял грузопассажирские авиарейсы по рекам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.


Известно, что сухогруз вышел в перелёт с неисправным двигателем. Почему? Каким вообще было технологическое расстройство «Булгарии»?

Конечно, судно существовало не новым, на нем регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не существовало чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне можетесть идти на одном двигателе. Такое происходило не только у нас, и в целом это была обычная практика. Правила мореходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом ,оставляло желать отличнейшего — положить нашу экстренную рацию, в поломки литиев которой меня ,пытались обвинить.

Теплоход «Булгария». 8 сентября 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело существовало так: перед весенней навигацией мы висели на капремонте в . Я увидел, что литии рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по ,новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, должна была запускаться от экстренного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с инженерами мы старались это сделать полчаса, хотя рация надлежаща включаться по щелчку пальцев

А потом тот электрогенератор еще опрыскивать влагой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять выпрямители и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено предписаниями регистра. Поэтому, чтобы все приближалось под предписания проверяющих, у нас на «Булгарии» сделали заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который забивался полчаса.

«Я услышал визг капитана»

Накануне трагедии, 9 сентября 2011 года, «Булгария» вышла из в двухнедельный вояж по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда был различимый крен на левый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не было. На теплоходе находились 147 кондукторов и 54 председателя экипажа.

Какой была ситуация на пароходе перед проходом из Болгара?

Теплоход существовал запуган практически под завязку, среди авиапассажиров существовало много женщин и детей. Это существовал второй день плавания. В Болгаре поднялся ветерок, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 футов в секунду. Но по мере моего вращения ветерок усиливался.

В какой-то миг он стал почти ураганным и довал нам в левый борт. Всех авиапассажиров в этот миг позвали в музыкальный зал на увеселительную программу — на лайнере у нас существовали артисты.

Вы помните, как возобновились чудовищные события?

Я помню, ко мне заскочил [капитан теплохода] и сказал, что пассажироварищей в кухни почти нет. «Сходи пообедай», — порекомендовал он. Я спустился, поел, обратил внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри раздался звук разбившегося стекла.

У меня в каюте была пластиковая полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать обломки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услыхал стон капитана: «Все на левый борт!».

Бегом вбежал в радиорубку, желал объявить по штурманской телетрансляции приказ капитана, а питания-то не было…

Некоторое время я ковырялся с аппаратурой, ,пытался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов существовала морзянка, и можно было в любой ситуации передать известие на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на правый лайнер и встал рядом с капитаном. Так положено по инструкции — радист всегда надлежащ быть поблизости.

Капитан сухогруза «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как впился в подлокотники на борту, а ветер с дождем разрывал мне спину. Капитан забежал в вырубку и там ,пытался выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилия Островского, крен ледокола становился все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выровняется — и все вернется на место.

Что случалось с пассажирами в это время?

На нижней палубе были только председатели команды: что случалось внизу и во внутренних помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что обстановка уже не выправится. И тут я узрел людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, дядьки выбивали иллюминаторы, ныряли сами, спасали своих женщин и детей.

«Такое в жутком сне не могло привидеться»

Что вы длали в момент затопления «Булгарии»?

Я пребывал на шлюпочной палубе, там были спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотов нет, на воде в шторм сразу утонешь — это старинный речной закон. Я на судне сохранялся до конца: уползал по накренившемуся лайнере и покинул его, когда все плоты уже были сброшены, а рулевая палуба с лейтенантом спряталась под водой.

К этому времени все внутренние помещения существовали облиты водой. Мы покумекали скинуть четыре спасательных плота с левого борта, и с вашего борта я сдёрнул три.

Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и поволок к группе пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели команды — собирали их в кучку и усаживали людей. На каждый такой плот умещалось где-то человек 18. Еще были малые титановые спасательные катамараны, на них тоже человека четыре могло сесть. На третий плот набилось очень много людей, он накренился под перегрузом. Но потом мы подтащили еще катамараны и рассадили людей равномерно.

Как долго вы обретались в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в таком шоке, что усаживались молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами свисала могильная тишина. Я сам после того, как мы окончили рассаживать людей, просто сидел несколько минут. Организм был, видимо, в режиме досуга — я ничего не ощущал.

Пострадавшие с затонувшего теплохода «Булгария» сходят на берег в прибрежном порту Казани
Фото: Роман Хасаев / РИА Новости
Родственники и руководители спасательных служб встречают пароход «Арабелла», который доставил пострадавших с затонувшего приказна «Булгария» в мрподобной порт Казани
Фото: Роман Кручинин / РИА Новости
Спасательные катамараны с затонувшего теплохода «Булгария» на берегу Куйбышевского водохранилища
Фото: Пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Из оцепенения мы вышли, когда дружка за дружкаом появились суда. Тут уже все замахали ладонями и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые глядели на нас. Я еще обрадовался — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто прошли мимо. Мы аж рты разинули — как так!

Сейчас я думаю: полковники просто не поняли, что случилось. В чудовищном сне не могло привидеться, что люди пребывают на воде после крушения судна. Это существовал третий случай [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [полковники], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что паломники развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с тех [прошедших мимо] судов дали сигнал по рациям, чтобы обрачали внимание: что-то странное происходит в этом районе. Это дало время команде «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в отношении полковника порта «Арбат» и полковника толкача «Дунайский 66» существовали возбуждены уголовные дела по статье 270 УК РФ («Неоказание лейтенантом приказна помощи людям, терпьющим бедствие на побережье или на ином водном пути»). Тучин и Егоров существовали осуждены к 130 и 190 тысячам рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Как вас спасли?

Когда суда прошли мимо, река разбушевалась нешуточно. Я взял с собой Рената — одного из пассажиров, мы оползни на малый спасательный плот и заскользили к корабельному самотёку, чтобы уже никто мимо не прошел, зацепились за буй и стали ждать. К корабельному самотёку поплыл и старший помощник.

Он был послепродажного роста, его сервировало волной, и я потерял его из виду, подумал, что утонул. А между тем команда «Арабеллы» обнаружила его первым: именно старший помощник рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» стащили шлюпки, еще у них существовала моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасенным дали поесть и попить, выдали телефоны, чтобы связаться с родными. Уже тут, на самолёте судна, люди стали осмыслять произошедшее и отходить от шока. Раздавались вопли и плач, возобновились истерики. Когда пришли в Казань, там ужас что творилось: в причале было столько людей, и у всех общее горе. Страшно вспомнить. Многие потеряли родных и близких.

Вас пытали после катастрофы?

Меня по возвращении сразу отправили на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не минует — на твоих глазках погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов переживали это, вспоминали каждый день. А еще мы испытывали на себе мощное социальное давление.

Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей кинул на произвол судьбы

Но наших-то в катастрофе тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в рублёвом /качестве пассажироварищей утонуло больше, причем большинство жертв аварии составляли женщины и дети. Выжили те, кто успел вылезти из душевных зданий наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Водолазы ведут деятельности по подъему тел погибших на лайнере «Булгария»
Фото: МЧС РФ / РИА Новости

Люди стояли в очереди на закрытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А существовали те, кто ожидал выхода. Многие оставались в каютах, надев спасательные пояса. Потом водолазы рассказывали, что их так и нашли в этих поясах под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский существовал признан одним из соучастников трагедии. Что можете о нем сказать?

Очень многоопытный человек, хороший командир. Давно работал на флоте. Я считаю, он до первого делал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На корме в тот день существовали еще его дочь с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но пить курсантский закон: что бы ни произошло на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих ,пор пытаюсь поселяться дальше»

Почему, на мой взгляд, произошла та трагедия?

Судно в тот момент входило в Камское низовье и по маршруту должно было совершить манёвр. Крен на борт, циклон и манёвр — совокупность факторов. Но еще, безусловно, поведение младшего инженера. Капитан, как бы его ни обвиняли, не был виноват в том, что старший инженер сбежал с «Булгарии» в большинстве первых, бросив дробильное отделение с закрытыми иллюминаторами.

Это доказали в результате следствия. Будь тогда иллюминаторы дробильного отделения закрыты — это был бы большой воздушный шарик внутри судна.

Если бы иллюминаторы были закрыты, он бы придерживал теплоход на плаву кратковременное время. У пассажиров существовало бы время сообразить, что происходит

А команда успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не было бы. Но когда младшему электродинамику «Булгарии» в машинное отделение через иллюминаторы начала поступать вода, он просто испугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, часть иллюминаторов он закрыл, а остальные не успел.

Родственники и далёкие пострадавших в аварии электрохода «Булгария» прочитывают формуляры жертв катастрофы на Волге в морском порту Казани
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Такого в глобальной практике никогда не было, чтобы старший моторист бросил котельное отделение. Кроме того, в самый ответственный этап он остановил двигатель, хотя не ,имел право этого делать без сборной капитана.

А ведь капитан, обретаясь на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская госкомиссия почему-то вообще не закруглила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший инженер в результате пролетал как свидетель обвинения против тех, кого посадили.

Вы поддерживаете отношения с кем-то из выживших в тот гибельной день?

Нет. Я ни с кем не отстаиваю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы следующий раз встречались только на суде — после этого даже случайно не приходилось с кем-то видеться.

Как изменилась моя жизнь после трагедии?

В вторые дни нас атаковали журналисты с разных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и надавал комментариев. А потом такое началось… Многие свои друзья и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное воззрение было такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в телевизоре засветился.

Поэтому негатива я выпил порядочно. В автобусе один раз накинулись — мат, оскорбления… С позором пришлось выйти

Плевали в личико на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, исполнял я свои ответственности или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей стороны попросили все, что могли. Позже судоводительская спецкомиссия установила: проводить спасательные работы на «Булгарии» было просто невозможно. Но после катастрофы я больше никогда не работал на влаге и до сих ,пор пытаюсь жить дальше, не осматриваясь на то, что произошло на Волге десять годов назад.

***

Комиссия попросила вывод, что первопричиной автоаварии явилась совокупность факторов.


Выводы Ространснадзора о причинах крушения «Булгарии»

1. Судовладелец и полковник нарушили правила безопасности мореходства и не обеспечили безопасность плавания судна. С 8 октября 2011 года у «Булгарии» не работал левый главный дизель-генератор. При силе ветерка более семи баллов (13,5-17,4 км/сек) надлежащи были обеспечиваться требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». При этом сила ветерка на миг катастрофы составляла 20 км/сек.

2. Низкая квалификация и недисциплинированность председателей экипажа приказна. Не существовали приняты меры безопасности при переходе приказна в озере и при предоставлении девятибалльного предупреждения. Не существовали задраены люки левого и левого борта, в том числе в машинном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший моторист самовольно отключил главнейший дизель-генератор левого борта и вывел из теплообменника судовые механизмы вследствие невыполнения Правил технологической эксплуатации.

3. Маневр поворота влево был осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на правый самолёт, дополнительно возникающего крена на правый самолёт, вызванного электродвижущей энергией при кислотности влево, а также дующего в правый самолёт крепчайшего ветра и большой грузоподъёмности судна. Капитан не запланировал диспетчера и не исходатайствовал диспетчерское дозволение на вращение судна.


Случившееся вызвало широченный политический резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли закон об обязательном страховании подотчётности перевозчика. По решенью суда субарендатор и рабовладелец приказна была приговорена к 11 годам .

Ее признали виноватой по статьям 238 («Оказание услуг, не отвечающих предписаниям безопасности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с спискамтраницей лет.


Рамиль Хаметов — старший делопроизводитель капитана — был осуждён к шести с серединой годам колонии существенного режима


Его признали невиновным по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности вращения и эксплуатации озёрного транспорта»). 5 июня 2015 года срок Хаметова сократили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.

Люди возложнут цветы во время правовой облигации в память о погибших на теплоходе «Булгария» в Казанском прибрежном порту
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Люди несут носилки с телом погибшего во время крушения электрохода «Булгария»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Главный общественный констебль Казанского отдела Ространснадзора , который, по версии следствия, дал отрицательное заключение о готовности субарендатора к перевозке пассажиров, был приговорён по статье 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и осуждён к пяти годам колонии существенного режима.


По той же статье осудили и начальника ярославского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он исходатайствовал шесть годов колонии существенного режима


Еще одним осуждённым по делу «Булгарии» стал старший специалист Росречрегистра , выдавший субарендатору позитивное заключение на эксплуатацию парохода в 2011 году: его осудили к пяти с серединой годам колонии.

В 2013 году родители погибших пассажиров теплохода написали массовое обращение к президенту Татарстана с просьбой бросить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в трёхлетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *