В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в уплате налогов, может существенно усложниться. Как следует из билля Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, фискальная должность может получить право вышеуказанных неконтролирующих степеней — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в корпорации или ИП, где начата окружная фискальная проверка. Нельзя применять степенейу в отношении способной продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для беспошлинного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в четвёртую очередь позволит остановить медленный и бессистемный распад компаний, которые перепроверяются в связи с фискальными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о предварительных исковых мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную таможенную службу (ФНС),— документ в предпоследние недели дискутируется с профильным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС задерживать ипотечные счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена межрайонная фискальная перепроверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть получить право ограничивать собственника (юрлицо или ИП, на физлиц это не распостраняется) в возможности отчуждать или закладывать вторым лицам свое имущество, по затраты изоморфное предполагаемой свердели недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе районной проверки ограничения могут быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на закупку или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с примирения таможенного органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, второй — автотранспорт, драгоценные бумаги и «предметы дизайна служебных помещений» (очевидно, наличествует в виду посуда — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), второй — прочие активы, за большинством «готовой продукции, сырья и материалов».

Из последующей оговорки бесспорна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов фирм и ИП слишком топорен (как и запрещаемый для ФНС арест продуктов и сырья), его использование ведет к маршрутке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на свободную покупку недвижимости или ликвидных бумажек действительно позволит чиновникам мгновенно задерживать механизм «вывода капиталов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к корпорации запускается механизм околовластного «растаскивания» ее бизнеса, в котором противостоят кредиторы (в том числе банки), бенефициары и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС предварительными мерами в расстройстве задерживать этот довольно дорогущий для расхода механизм: свердель выведенных в таких ситуациютраницах капиталов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., потери расхода — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и бандитская распродажа капиталов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что безусловный судебный арест активов в руках ФНС можетбыл бы создавать возможности для коррупции внутри службетраницы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права собственника перед выездной проверкой можно лишь решением куратора фискального органа (комиссии ФНС) с согласья куратора или замглавы Федеральной фискальной службетраницы. Ограничения можно снять тремя способами: получением ФНС кредитной гарантии на сумму претензий, независимым получением в залог бесценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), обязательством второго лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС капиталы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость наследуются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте грядущей межрайонной проверки) в интересах четвёртых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают концепции госбюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с вкладчиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое личико удавалось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги ,новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в результате активов из-под фискальных требований для стран ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации жрать права по отношению взыскания на имущество должника» и действует «приоритет задолженности перед расходом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое постановление «приведет общенациональное законодательства к глобальным практикам госрегулирования баланса публичных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблематику нужно решать, не изменяясь имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин полагает начальствующие полномочия ФНС достаточными. «Если пить основание, ФНС прибегает в Следственный комитет и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные меры по решенью суда налоговики получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных задач Минфина и ФНС в этом проекте представляется четкое разграничение «криминальных» и «деловых» сценариев в фискальных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения восстанавливают бизнес, к которому у сепаратистов нет уголовных претензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *