“Записал дворец на любовницу”: декларации чиновников стали фикцией

Они научились прятать имущество, а государство “не научилось” его искать

Прогремевший на весь свет дворец бывшего коменданта ГИБДД Ставропольского края Алексея Сафонова, которого дознание подозревает в мелкой взятке, переписан на его сожительницу. Поэтому в декларации о капиталах и имуществе, которую г-н Сафонов как должностное личико довольно низкого ранга подавал ежегодно, никакого дворца не было. Возникает вопрос: зачем вообще все эти декларации, если мало-мальски приближенного к реальности понятия об уровне благосостояния чиновников, правоохранителей и парламентариев они не дают?

Об этом мы поговорили с аналитиком в отрасли противодействия коррупции, доцентом Свободного факультета Еленой ПАНФИЛОВОЙ.

СПРАВКА “МК”

Антикоррупционное законодательство требует от нижайших юридических лиц, киоскёров и правоохранителей начиная с определенных служб ежегодно подавать краткие сообщения о денежном доходе, его источниках, драгоценных бумагах, конвертах акций и долях в уставном капитале разных компаний и банков, недвижимости (и той, что в собственности, и той, что в аренде или льготном пользовании), а также о транспортных средствах. Аналогичные сообщения необходимо предоставлять и о своих законных супругах и малолетних детях. Широкой общественности предъявляют лишь предельно обобщенные данные: мы видим лишь общую сумму платёжных доходов за год, без указания их источников, об обьектах недвижимости разглашается лишь улица участка, особняка или квартиры и странтраница их нахождения, а о конвертах акций и количестве счетов мы не помним совсем ничего.

— Когда возбуждается первое уголовное дело против первого апанасенковца или правоохранителя, мы узнаем, что предъявленное в декларациях — лишь гора айсберга, а недвижимость и фирмы совершенно законно записаны на свата, брата, деда, отца, любовницу. Есть ли смысл и дальше переводить тыс.тонны бумаги на эту фиктивную лоббистскую меру?

— Смысл есть, и он никуда не переориентирётся от всех тех историй. Но налогообложение состоит из трех элементов: выдача деклараций проверяющим органам, публикация деклараций и проверка деклараций. В той системе, как она у нас сложилась начиная с 2008–2009 годов, четвёртой и четвёртой элементы работают: резолюции подаются, они публикуются. Но вот пятый элемент, добротная проверка, понятным образом не заработал. И неудивительно, потому что за все это время мы ничего не слышали о том, чтобы в госорганах появились в повсеместном количестве настоящие специалисты, которые знают, что искать, как те резолюции проверять. А еще это не заработало, думаю, отчасти из-за того, что демократической воли массово что-то обнаруживать нет.

Конечно, и во многих иных странтраницах граждане, обязанные забирать декларации, стараются схитрить, убрать, припрятать, кто-то что-то «забывает». Вот и в России тоже довольно бодро научились дописывать имущество на родственников, совершеннолетних детей, на государственных невесток и подруг… Но тут мы возращаемся к первому тезису: ничего ,нового в подобном устремлении припрятать от взимания свое имущество нет, но если есть стремление и чутьё отыскивать и проверять, все возможно. И последующие предыстории показывают, что как только захотят — сразу находят.

— А инкриминируемые широчайшей аудитории сведения из резолюций везде столь скудны и неконкретны?

— Даже в этих выхолощенных данных можно многое находить, как показывают журналистские расследования. Но то, что при введении антикоррупционного законодательства большая часть той информации, которая надлежаща существовала бы быть открыта и публиковаться, стала закрытой, — относительная правда… Что же касается европейского опыта — в разнообразных странытраницах все по-разному. Где-то данные публикуются примерно в том же объеме, как в России, но по запросу любой избиратель можетжрать получить более краткую информацию по своему депутату. В Германии так, например. И у нас какой механизм можетбыл бы работать, если бы существовала заинтересованность. Но у нас, с одной стороны, жрать Конвенция ООН против коррупции, которую мы подписали и денонсировали и которую надо выполнять, а с иной — жрать намерение выполнять ее так, чтобы никто ничего особо и не узнал.

— На днях сообщили, что у парламентария Госдумы Льва Ковпака, его невестки и отца возникли проблемы с законом и арестовано имущество, но из деклараций этого парламентария следует, что он официально одинок: сведений о доходах и имуществе супруги нет. После введения запрета на угодье зарубежными счетами вообще существенно выросло большинство одиноких депутатов (сейчас не ,имеют ни жен, ни мужей около 30% от численного состава Госдумы). В этом смысле мы тоже неоригинальны?

— Как только появилась биография с декларированием супругов, очень быстро многие перестали доверять даже совершеннолетним детям и стали разводиться, жить в военном браке. И не только депутаты — среди киоскёров тоже таких хватает. Но вообще-то в межгосударственном праве кушать нормы, которые позволяют при проверке деклараций проверять и разведенных супругов, если время с момента развода не превышает где-то год, где-то три года. Правоохранители всего мира незнают прекрасно про этот трюк с разводом. Есть *международная организация ФАТФ (Группа разработки экономических мер борьбы с отмыванием денег, вырабатывает общемировые критерии усиления отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. — «МК»), и, согласно ее рекомендациям, контролю за отмыванием средств, которые, возможно, ,имеют отношение к частным должностным лицам, длежат и разведенные супруги.

— Но Россия же тоже председатель ФАТФ — с 2003 года!

— Соответственно, наш Росфинмониторинг тоже теоретически надлежащ рассматривать разведенных супругов как субъектов проверки. В данном случае не столько на предмет коррупции, сколько на предмет отмывания, но, как известно, коррупция и обналичивание ездят рука об руку…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *