Дорога к храму привела к ФСО
В конце прошлого года был жестоко избит руководитель «Эковахты» Северного Кавказа Андрей Рудомаха. Он получил тяжелые травмы головы и чудом выжил. Это случилось после того, как Рудомаха вместе с коллегами сфотографировал странную церковь во время проверки информации о незаконной вырубке лесов. «Новая газета» выяснила, что эта церковь была сборной и ее из Греции импортировала жена бывшего начальника войсковой части ФСО, которая была заказчиком строительства так называемого «дворца Путина» в Прасковеевке.
Краснодар (Россия). 28 декабря 2017 года. Время: 20.45. Трое рослых, крепких мужчин в спортивных кофтах, надев капюшоны и скрыв лица от камер наружного наблюдения, подходят к дому, расположенному в тихом частном секторе. Они стоят 6 минут, поглядывая на дом напротив. У одного из них звонит телефон, он коротко с кем-то говорит, и все трое как по команде уходят.
Порт Салоники (Греция). 20 января 2016 года. Время: 13.43. Из порта отходит огромное черное грузовое судно под флагом Либерии. На его борту ровными рядами сложены бесчисленные разноцветные контейнеры. В четырех из них — необычный груз: большой бронзовый колокол, бронзовый православный крест, бетонные конструкции, византийская черепица, витражные окна с рисунком в виде ромбов и креста и многое другое.
Порт Новороссийск (Россия). 26 января 2016 года. Время: 20.09. Необычный груз из Салоников прибыл в Россию.
Краснодар (Россия). 28 декабря 2017 года. Время: 22.13. Трое в капюшонах возвращаются к месту, от которого они ушли полтора часа назад. Через две минуты к дому напротив подъезжает черный внедорожник. Из него выходят активисты общественной организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу». Пока один из них открывает ворота во двор, трое в капюшонах, надев к тому времени маски на лица, подходят сзади к руководителю «Эковахты» Андрею Рудомахе, один нападающий распыляет ему в лицо перцовый газ, двое других валят его и наносят несколько сильных ударов ногами по голове. Затем они быстро обыскивают машину, открывают багажник, хватают рюкзаки экологов и убегают. Им были нужны сделанные в тот день активистами фотографии необычного груза, прибывшего два года назад в четырех контейнерах из Салоников в Новороссийск.
Опасная экспедиция
У 53-летнего Андрея Рудомахи диагностировали перелом основания черепа, множественные переломы лицевых костей, химический ожог глаз, ушиб мозга.
«В тот день наша группа в составе четырех человек выехала из Краснодара в сторону Черноморского побережья, — рассказал «Новой» Виктор Чириков, еще один потерпевший в результате нападения член «Эковахты». — У нас была информация, что недалеко от поселка Криница (район Геленджика. — Ред.) в природоохранной заповедной зоне идет незаконная вырубка лесов под строительство. В ходе инспекции эта информация подтвердилась.
«Мы зафиксировали массу нарушений законодательства, увидели, что там уже построена роскошная церковь, вырыто еще три котлована, ведутся работы для возведения резиденции, а также винного завода — там располагаются довольно обширные виноградники», — рассказал Чириков.
Спустя две недели после нападения на электронную почту Андрея Рудомахи с электронного адреса [email protected] пришло письмо: «На Кубани не место людям, скрытно исповедующим сатанистские вероучения, использующим иностранные деньги для разрушения России, прикрываясь защитой экологии. Вам безопаснее уехать».
По факту нападения было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 161 УК РФ — «Грабеж, совершенный группой лиц». Личности нападавших до сих пор не установлены.
Однокурсник президента
Обширный участок лесного фонда, на котором активисты «Эковахты» обнаружили застройку, находится около поселка Криница. По информации активистов, строительство развернулось на четырех участках на побережье Черного моря. Два участка — земли сельскохозяйственного назначения, отданные под виноградники. Два других — земли лесного фонда. По закону, эти земли могут использоваться только в туристических целях, возводить капитальные строения на них запрещено.
Но именно на таком участке лесного фонда активисты во время экспедиции обнаружили и сфотографировали необычную церковь с византийской черепицей и бронзовым крестом.
Этот участок земли находится в аренде у компании «Аксис Инвестиции» до 2055 года, соседние виноградники — до 2027 года. Ее директор — юрист из Санкт-Петербурга Алексей Тот. Он же руководит тремя другими компаниями, которые принадлежат еще одному юристу из Санкт-Петербурга, но гораздо более известному — Николаю Егорову.
Егорова называют однокурсником Владимира Путина, они окончили юридический факультет ЛГУ в один год.
Егоров — основатель одного из самых влиятельных адвокатских бюро России «Егоров, Афанасьев, Пугинский и партнеры» (ЕПА). Бюро защищало интересы России в некоторых важных международных процессах: например, в деле сотрудников ГРУ, обвиненных в убийстве лидера чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева в Катаре; или споре России с Грузией в Международном суде ООН в Гааге.
Церковь-конструктор
Алексей Тот — редкий пример человека, готового отвечать на прямые вопросы журналистов. Он в течение нескольких месяцев комментировал все запросы, которые ему после нападения на членов «Эковахты» отправляла «Новая газета».
Тот сообщил, что они не нанимали никакой охраны для строящегося объекта, а «управлением виноградниками занимается управляющая компания, нанятая на договорной основе»; «по договору с управляющей компанией мы связаны обязательствами по сохранению конфиденциальности».
В течение долгого времени мы пытались выяснить, какой объект строится возле Криницы, для кого там установлена церковь и почему фотографировать ее – опасно для жизни.
Мы даже отправили запрос в РПЦ, и из Новороссийской епархии пришел лаконичный ответ: «Информацией об упоминаемом объекте епархия не располагает».
Тогда мы снова обратились к Алексею Тоту с вопросом, почему эта церковь построена на землях лесного фонда, хотя закон запрещает капитальное строительство на такой территории.
И директор «Аксис Инвестиций» ответил:
«Часовня является временной сборной постройкой, возведенной без рубки лесных насаждений».
После этого впервые появилось предположение, что церковь не строили. А собирали как конструктор.
Импортер храма
Первым на то, что часовня у поселка Криницы до степени смешения напоминает сборные церкви, которыми торгует греческая компания Naodomiki, обратил внимание активист «Эковахты» Александр Савельев.
Тот же архитектурный стиль, та же византийская черепица…
Производитель на своем сайте обещает гибкий подход к каждому заказчику: можно выбрать цвет, размер, комплектацию церкви.
«Этот маленький христианский храм позволяет любому быть в одиночестве с Богом в любое время. Часовня, помещенная на территории частного комплекса, несомненно, повышает класс и репутацию самого места», — пишет компания.
Модель часовни, которая была установлена у поселка Криницы, — 33r.
А раз храм произведен за границей, значит, его кто-то импортировал. «Новой газете» удалось получить данные из государственной таможенной декларации (ГТД) со всеми деталями сделки.
Описание груза: «Сборная строительная конструкция — часовня в комплекте с бронзовым колоколом, бронзовым крестом, бронзовыми подсвечниками (2 шт.) в святилище и бронзовыми канделябрами (14 шт.) на стенах.
Часовня выполнена из бетона, армированного стальной арматурой. Стены с внутренней стороны термоизолированы пенополистиролом и оштукатурены готовым цементным раствором, с наружной стороны облицованы натуральным камнем. Кровля покрыта византийской черепицей. Двери и окна из массива каштанового дерева, окна витражные с рисунком в виде ромбов и креста».
Отправитель — компания Naodomiki. Получатель — Кузнецова Татьяна Арнольдовна.
Татьяна Арнольдовна — супруга Олега Кузнецова, бывшего начальника войсковой части № 1473 Федеральной службы охраны (ФСО). Эта часть ФСО (переименованная сегодня в Управление эксплуатации имущества органов государственной охраны) выступала заказчиком строительства знаменитого палаццо на мысе Идокопас, более известного в СМИ как «дворец Путина», или «проект Юг».
«Кузнецова являлась руководителем компании, выполнявшей функции технического заказчика для АО «Аксис Инвестиции». Сборная конструкция «Часовня» установлена в рамках концепции реализуемого АО «Аксис Инвестиции» инвестиционного проекта по организации винодельческого хозяйства», — сообщил «Новой газете» Алексей Тот.
Президентские объекты
Татьяну Кузнецову с так называемым «дворцом Путина» и другими (в том числе официальными) объектами президента связывает не только ее муж. В 2009 году она вместе с Инной Колпаковой (женой нынешнего руководителя Управления делами президента) учредила компанию «Инвестстрой» в Москве.
В 2012 году «Инвестстрой» получил небольшую долю в компании «Комплекс» из Геленджика. Именно «Комплекс» сегодня — официальный собственник грандиозного дворца площадью 17 691 кв. м и участков с вертолетными площадками на мысе Идокопас.
Частью общего «проекта Юг» считается и винодельческое хозяйство возле села Дивноморское. Заказчиком строительных работ на этом объекте, как следует из различных решений судов, была та же войсковая часть № 1473 ФСО. Однако затем по каким-то причинам эти функции были переданы «Инвестстрою» жены начальника этой части.
К примеру, фирма Кузнецовой судилась с «Компанией Аэроком».
Как следует из материалов дела, «между войсковой частью № 1473 и «Компанией Аэроком» в апреле 2011 года был заключен договор на выполнение подрядных работ на сумму 36 млн рублей. А в декабре 2011 года между истцом, ответчиком и войсковой частью № 1473 было заключено трехстороннее соглашение, по которому все права требования по договору перешли к «Инвестстрою».
А кроме того, в апреле 2012 года компания Кузнецовой в статусе заказчика получала заключение государственной экологической экспертизы Росприроднадзора для винодельческого подворья в селе Дивноморское.
Есть и другие пересечения с ФСО. Единственное доменное имя, которое принадлежит «Инвестстрою» (konstanta-a.ru), согласно СПАРК, зарегистрировано на почтовый ящик [email protected]. Владелец сайта fgustroy.ru — бывшая войсковая часть № 1473, которой руководил муж Кузнецовой. Создается впечатление, что ее компанию создавали внутри ФСО.
И, наконец, самое интересное: одно из обособленных подразделений «Инвестстроя» было зарегистрировано в деревне Долгие Бороды на Валдае, где находится государственная резиденция президента России.
(Второе обособленное подразделение компании находилось в Геленджике на ул. Серафимовича в доме, который принадлежит Николаю Шамалову, давнему другу президента Путина и его бывшему соседу по кооперативу «Озеро».)
По данным Росстата, компании «Инвестстрой» в 2016 году (последний доступный период) принадлежали активы стоимостью 10,7 млрд рублей.
Инспекция президентского совета
История с дерзким и жестоким избиением активистов «Эковахты» дошла и до Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).
В начале марта СПЧ обратился в прокуратуру Краснодарского края и к губернатору Кубани Вениамину Кондратьеву в защиту Андрея Рудомахи.
А на прошлой неделе, 26 марта делегация СПЧ приехала на участок компании «Аксис Инвестиции», после посещения которого в конце прошлого года и был избит Рудомаха. Мэр Геленджика Виктор Хрестин лично вел переговоры о том, чтобы правозащитников пустили на объект.
«В 400 метрах от Черного моря, на огромном высоком берегу, федеральная земля в лесном фонде застраивается непонятно чем, — прокомментирует позже увиденное зампредседателя СПЧ Евгений Бобров.
— Она огорожена, вырублен лес, проложены дороги, 12-метровые котлованы выкопаны, и там уже сваи забиваются, что означает, что будут капитальные строения. Видны пять расчищенных площадок. На самой верхней площадке находится «дворец». Если мы позволим этот участок застроить, тогда совет сюда зря приезжал».
«Нам не предоставлена информация ни от Минприроды, ни от местной администрации о том, что же здесь происходит, — продолжает Бобров. — Наверное, есть основание обратиться в Генпрокуратуру с учетом того, что, наверное, непростые люди этим занимаются. Может, служебную записку президенту написать, чтобы обратили внимание, что десятки гектаров будут застроены. Это просто недопустимо».
Пытаясь связаться с Татьяной Кузнецовой, мы позвонили в компанию УК «Инвестстрой». Секретарь попросила нас отправить запрос на электронную почту, заканчивающуюся на @fgustroy.ru.
Похоже, каждый, кто захочет задать вопрос Кузнецовой, будет направлен куда-то в сторону ФСО. А там молчание хранить умеют.