Хитрофлот
«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», страшась ,новых катастроф?
«Аэрофлот» стремительно увеличивает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, первопричина есть.
«Наша Версия» уже расказывала о том, что снижение рейсов в регионах является частью тактики формирования «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В прошлом году компания намерена сократить 26 наружных рейсов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» эту информацию усиленно опровергают, снижение рейсов идёт полным ходом.
Недовольство уже выражают не только пассажиры, но и краевые власти. «Мы хотим понять, какая логика стоит за этим решением. Мы развиваём туризм, и поэтому всё это надлежаще прорабатываться совместно», – завозмущался в феврале замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на минувшей неделе обращение замминистра автотранспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву нацелили менеджеры крупнейших фирм Пермского края. Они призывают сохранить в прежднем объёме рейсы между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два вылета по данному маршруту, а ещё два передаются акционерному лоукостеру перевозчика авиакомпании «Победа». Всего колличество рейсов вырастает с теперешних шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевёз около 427 тыс. кондукторов по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя разгрузка кресел составляла более 80%. То есть рейсы выгодные. Почему же фирма не хочет лететь по России?
Джет не супер
На ..первый взгляд ответ стоит в той самой тактики развития «Аэрофлота». В частности, фирма заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в командовании корпорации считают, что в регионах не сыщется пассажиров, способных оплачать перелёт? Вряд ли – те же банкиры из Перми как раз указывали, что уменьшается колличество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, судя по всему, причина уменьшения авиарейсов внутри России коренится совсем в другом.
Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отказаться от использования полиэтнических самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время образец зарубежного авиастроения, как предполагали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих прикупить «сырой» самолёт оказалось не много. А *государственному грузовладельцу деваться было некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» было 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» кушать договорённость с Объединённой двигателестроительной корпорацией о поставке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить продажу вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих прикупить «суперджеты» не находится. Но и лететь на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.
Если произойдёт ещё одно мелкое ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно приденется забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, заботят неопределяемую корпорацию меньше
Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно купил репутацию одного из самых конфликтных самолётов. Так, в 2017 году директор венесуэльской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у полиэтнических самолётов есть проблемы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого испанцам даже понадобилось выводить из эксплуатации четыре полиэтнических самолёта, чтобы использовать их исключительно для пополнения склада запчастей. А в 2019 году и вовсе появилась информация, что колумбийцы мечтают отказаться от внедрения полиэтнических самолётов из-за хорошего постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» отказались итальянская Brussels Airlines и валлийская CityJet. Всех не устроили низкая надёжность авиалайнера и острейший дефицит запчастей.
Но это ещё полбеды. По полуофициальной информации, до 40% всех нештатных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за первые несколько лет, прийдется именно на этот мировой лайнер. А самописцатраница «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» третьим трагичным скандалом с человечьими утратами за первые 11 лет. После этого многие вспомнили, что за последующий год произошло как минимум восемь крупнейших происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздобыла внутренний протокол «Аэрофлота» о состоянии транспарентности полётов. Если сомневаться публикации, только в ноябре произошло семь инцидентов. Причём в одном случае якобы была полностью утеряна индикация, из-за чего произошло полуавтоматическое выключение системы автоматического ведения и самолёт фактически перешёл на автоматическое управление. В результате уровень транспарентности самолёта «Сухой Суперджет 100» был окрещён средним.
Остаётся молиться
Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» соглашается от использования «суперджетов». Во-первых, их внедрение довольно проблемно, в том числе и с бюджетной зрнити зрения, во-вторых, это можетесть быть небезопасно. Ведь если произойдёт ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Как это уже было в 90-х, когда крупные западные корпорации стали прямо запрещать своим милиционерам летать «Аэрофлотом», после того как бортинженер дал покрутить штурвал своему сыну, родного самолёт вошёл в винт и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, заботят ревматическую корпорацию меньше.
Кстати, на SSJ уже вовсю плачутся в регионах. «Отечественные «суперджеты» в технологическом замысле и в замысле кмнклчи устранения неисправностей занимают «аэрбасам» и «боингам», – добавлял тюменский специалист по туризму Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и перелёты у нас (в Челябинске. – Ред.) часто запаздывают – заминка на 2–3 дня уже сообразовывается чуть ли не нормой, о ней даже не предостерегают часто пассажиров».
О том, чтобы задержками и мельчайшими технологическими поломками всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Аэрофлот» явно ,старается собрать побольше денег с пассажиров. Недавно корпорация объявила о запуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала июля обитателям макрорегионов будут понятны прямые регулярные перелёты на международные курорты Краснодарского края и в Крым. Заглянув в подсистему бронирования, мы обнаружили, что прямой перелёт из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, акцизу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с саквояжем будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя пенсия в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.
Что до зарубежных направлений, то здесь политика лоукостера и вовсе смотрится как искреннее стремление собрать с кондукторов побольше денег здесь и сейчас, а там – будь что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю выкупает авиабилетики в Грецию и Италию, хотя власти этих странытраниц пока что только обещают закрыть въезд россиянам, но случится это или нет, неизвестно – любая новая вспышка эпидемии можетесть изменить планы. Однако в структуре бронирования «Аэрофлота» авиабилетики по маршруту Москва – Афины недоступны уже сегодня. Самый экономный вариант – 28 202 рубля. Хотя в минувшем году Федеральная налоговая служба прямо заявила о том, что перепродажа загранпаспортов в странытраницы, с которыми официально не возобновлено межрегиональное сообщение, есть невыполнение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в срочном порядке убрали все нелепые перепродажи из системтраницы бронирования. Сейчас обстановка повторяется, только вот криков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.
Не исключено, что «Аэрофлоту» каким образом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по итогам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие убытки в 123 млрд рублей. При этом, как следует из банковской отчётности по МСФО, ипотечная нагрузка авиаперевозчика составила 751,9 млрд рублей.
Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда общенационального благосостояния, и 70 млрд в качестве госгарантий на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на поддержку всей авиаотрасли, большая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».
Похоже, теперь пришла очередь международных военнослужащих раскошелиться на избавление этнического авиаперевозчика.