Ковальчуки купили дачу Брежнева, на которую давно заглядывался Путин
Это знаменитая дача Леонида Брежнева в Крыму, обладать которой Владимир Путин хотел уже не первый год.
В 70-х годах ХХ века, несмотря на всесильный КГБ, «застой» и «железный занавес», советские люди, да и иностранцы, прекрасно знали место, где отдыхал тогдашний лидер нашей страны Леонид Брежнев. На знаменитой госдаче №1 в Крыму генсек позировал перед журналистами в шезлонге принимал иностранных лидеров и поправлял здоровье.
Дача носила средиземноморское имя «Глициния», что на греческом означает «сладкая», хотя название, наиболее вероятно, пошло от одного из видов южных растений. Не в пример современным дворцам российских правителей, «Глициния» была довольно скромной, но гедонист Брежнев полюбил ее за удачное расположение. До охотничьих угодий в Крымском заповеднике и на Ай-Петри — каких-то полчаса-час езды, а до моря — всего 60 шагов. Генсек слыл первоклассным пловцом — мог провести в открытом море по два-три часа кряду. Во время заплывов его часто сопровождала охрана и специальная группа ныряльщиков.
Брежнев приезжал в Крым вплоть до последних дней: во время возвращения в Москву из Ялты осенью 1982 года его уже сопровождал реанимобиль. Через два месяца Брежнев умер, а дача на долгие годы перестала быть «первой».
Конечно, «Глицинию» посещали и Юрий Андропов, и Михаил Горбачев, но редко и, видимо, без большой охоты. Горбачев отдыхал в «Глицинии», но, посчитав расположение дачи небезопасным, распорядился построить новую резиденцию — на мысе Сарыч близ Фороса. После этого «Глициния» постепенно стала увядать, пока в середине 90-х не превратилась в дорогой , но общедоступный пансионат. Так бы оно, наверное, и продолжалось, если бы в 2014 году Крым не вошел в состав России.
Госдача № 1 «Глициния»
— построена в 1955 году для генсека ЦК КПСС Никиты Хрущева
— расположена в поселке Ореанда близ Ялты, на окраине старинного Ливадийского парка, разбитого в конце XIX века на землях крымского имения семьи Романовых
— скромный двухэтажный особняк из необлицованного желтого песчаника включал 14 комнат, столовую на 40 человек, каминный и банкетный зал
— бассейн с подогревом появился на даче в 1961 году, до этого Хрущев довольствовался отдыхом на 400-метровом пляже, отгороженном от окружающих простым дощатым забором. Позже к инфраструктуре добавились спортплощадки, сауна, баня, бар на пляже, причал для яхт, корпуса для отдыхающих
Безликий Янис
В августе 2019 года власти Крыма объявили, что госдача №1, национализированная после включения Крыма в состав России, продана с торгов за большую даже для крымской недвижимости цену — 1,2 млрд рублей. Покупателя власти не назвали.
Что именно приобрел покупатель «Глицинии»
— земельный участок площадью 26 га, одна часть которого относится к памятнику садово-паркового искусства «Малый Ливадийский парк», другая — к ботаническому заказнику «Южнобережные дубравы»
— четыре спальных корпуса и лечебный корпус
— четыре открытых и один крытый бассейн
— летний домик, бар, климатопавильон, оранжерею
— административный и служебно-бытовой корпус с гаражами.
— Общая площадь зданий — 14,5 тыс кв. м
Название компании, купившей «Глицинию», скоро выяснилось, — это было АО «Ореанда-12», зарегистрированное за восемь месяцев до аукциона. Гендиректором общества числился некий Янис Эрманис из Москвы. Другого бизнеса у этого акционерного общества не было, а Эрманис ни до ни после руководящих должностей в других компаниях не занимал. Но по всему выглядело, что Эрманис должен быть миллиардером — из документов следует, что компания купила дачу на заемные средства, которые ей предоставил сам Эрманис.
«Проекту» удалось найти миллиардера Эрманиса в депрессивном районе на востоке Москвы. Янис вырос в обычной девятиэтажке в Гольянове, ходил в школу через улицу. По образованию он экономист, еще в молодости увлекся вьетнамским единоборством вин-чун-фат-за-куен. Сейчас Эрманис дает частные уроки вин-чун в одном из залов столицы. По словам коллег и семьи, Янис ведет скромный образ жизни и больших денег не имеет.
В разговоре с «Проектом» Эрманис факт приобретения дачи не отрицал, но комментировать покупку отказался. Вскоре после покупки дачи Эрманис покинул пост директора во всех связанных с «Глицинией» юрлицах.
«Глициния» раздора
Чтобы понять, кто может стоять за таинственным покупателем брежневской дачи, стоит изучить историю «Глицинии». В ноябре 2004 года ее уже пытались приватизировать: тогда российский государственный банк ВТБ заключил сделку о покупке дачи за 77,9 млн гривен — около $15 млн по тогдашнему курсу.
Однако уже весной 2005 года новый президент Украины Виктор Ющенко, к неудовольствию Москвы победивший на выборах, потребовал контракт с Москвой разорвать, а аванс — около трети суммы — вернуть ВТБ. Крымская прокуратура взяла под козырек: начались судебные тяжбы. В конце концов Хозяйственный суд Украины постановил: отчуждение дачи из госсобственности было незаконным, поскольку «Глициния» стоит на заповедных землях, приватизация которых запрещена. Сделка была расторгнута.
Хотя формально покупателем «Глицинии» был российский банк, предназначалась она для президента Путина.
— На самом деле никто особенной тайны из этого не делал. С самого начала было сказано, что дача покупается «как официальная резиденция президента России в Крыму». Контракт заключили с госуправлением делами президента РФ. Позже покупателем стал российский «Внешторгбанк», — вспоминал в книге «После Майдана. Записки президента» Леонид Кучма .
Даже контракт о покупке дачи был подписан во время поездки Путина по Крыму — 12 ноября 2004 года . В этот день Кучма и Путин открывали восстановленную после долгого простоя Керченскую паромную переправу. На крымском берегу их встречал прошедший во второй тур выборов президента Украины премьер-министр Виктор Янукович, горячо поддерживаемый Москвой.
После торжеств Кучма и Путин отправились в детский лагерь «Артек». Теоретически они могли побывать и в «Глицинии» — госдача в то время юридически принадлежала именно детскому лагерю.
Тот факт, что Путин в итоге лишился желанной дачи, вероятно, тоже мог иметь немалые последствия. Как утверждал позже депутат Верховной Рады Геннадий Москаль, прежде возглавлявший Службу безопасности Украины, именно из-за «Глицинии» между Москвой и Киевом началась первая «газовая война» .
— Путин просил у наших резиденцию «Глициния», а наше высшее руководство ему отказало. Говоря уголовным языком, «скрысятничало». Владимир Владимирович явно до сих пор затаил обиду. Говорят, скупой платит дважды, а Украина уже заплатила миллион раз за этот совершенно глупый поступок, — говорил Москаль в 2009 году.
Доверенный покупатель
Эрманис числился не только директором, но и единственным акционером «Ореанды-12». Узнать, кто стоит за номиналом, поможет держатель реестра акций предприятия — это петербургская компания «Центр учета и регистрации» (ЦУР). Она была создана в 2014 году как карманный регистратор банка «Россия», основным акционером которого является старинный друг президента Юрий Ковальчук. Все прочие акционеры банка — тоже приближенные Путина, а миноритарий банка Светлана Кривоногих и вовсе была любовницей президента и вероятной матерью его третьей дочери. Формальными совладельцами ЦУР выступают пять физических лиц, все — связаны с банком.
ЦУР держит реестры акционеров самого банка «Россия» и «Национальной медиа группы», а также — почти всех подконтрольных Ковальчуку крымских активов:
— АО «Массандра». В приобретенное у государства в декабре 2020 года предприятие входят девять независимых винзаводов с оборудованием и старинными подвалами и самая большая в мире коллекция вин, насчитывающая 1 млн бутылок. В аренде у предприятия — 4 тыс. гектаров крымских виноградников;
— АО «Оптима», выкупившее у иностранных владельцев «Инкерманский завод марочных вин» в Севастополе, и АО «Агрофирма Черноморец», которому принадлежат виноградники завода;
— АО «Завод шампанский вин „Новый Свет“», выкупившее у крымских властей в 2017 году одноименный винзавод;
— АО «Мое вино», управляющее не только «Инкерманом», «Массандрой» и «Новым Светом», но и «Усадьбой Дивноморское» в Краснодарском крае — той самой, где расположен самый знаменитый из «дворцов Путина»;
— АО «Генбанк» — один из трех крупных крымских банков, работающих на полуострове под санкциями .
Ковальчук и связанные с ним люди и компании, как показало одно из предыдущих расследований «Проекта», по всей стране владеют роскошной недвижимостью, пользуется которой сам президент Путин.
Как Ковальчук строит места для досуга президента
Ковальчук и связанные с ним люди и компании владеют землями и элитной недвижимостью, разбросанной по всей стране, и многое указывает на то, что пользуется этими объектами Путин.
В 2017 году журналисты обнаружили, что связанная с Ковальчуком фирма построила рядом с геленджикским аэропортом, на Тонком мысу, шесть гектаров ландшафтного парка с вертолетной площадкой и двумя домами, на крыше одного из которых бассейн и полностью застекленная стена в сторону геленджикской бухты. Проект Ковальчука в Геленджике создал архитектор Евгений Меркурьев.
Меркурьев автор и другой «дачи Путина» — на берегу Ладожского озера, ее в 2016 году обнаружил «Дождь». Землю под ней общей площадью 430 гектаров купила и арендовала связанная с Ковальчуком компания «Прайм»; в 2019 году выяснилось, что ее же структуры арендовали рядом 1,7 тыс. гектаров под сбор ягод и грибов, но на части территорий построили закрытую резиденцию.
Ковальчуку принадлежит и «Дача Винтера» на берегу Ладоги, которую местные жители приписывают Путину.
Также фирма «Прайм» владеет участком на Валдае, на котором расположена госрезиденция «Ужин», найденная РБК в 2016 году.
Бывшей «дочке» «Прайма» «Арконн» принадлежит 25% в компании «Озон», которая управляет построенным Ковальчуком курортом «Игора». Рядом за забором, по данным The Guardian, скрыта одна из резиденций Путина.
Еще одна связанная с «Игорой» фирма — «Север» — строила очередную «дачу Путина» под Выборгом на месте виллы Селгрена на острове Лодочный. Напротив территорий на Ладожском озере, на Валааме, Путин часто бывает в резиденции на территории монастыря, установили журналисты 7×7 в 2017 году.
С Юрием Ковальчуком связана и недавно обнаруженная «Проектом» резиденция в поселке «Горки-10», охраняемая ФСО: сначала она принадлежала его брату Михаилу, а затем перешла на связанный с Юрием Ковальчуком офшор. Объект в «Горках-10» строила та же компания «Кредо», которая реконструировала здание на объекте ФСО на Кавказе, за которым, предположительно, скрывается госрезиденция «Бочаров ручей» в Сочи.
Путинская дача
Поселок Нижняя Ореанда сегодня — это вытянувшиеся вдоль моря санатории, огороженные невысоким забором из прутьев с протянутой поверху колючей проволокой. Выше по склону — две старые двухэтажки и несколько десятков гаражей и сараев, превратившихся в постсоветские годы в дешевые мини-гостиницы.
«Глициния» — в тупике. Скромная проходная без вывески, зато с камерами. В будке — охранник. «Частная территория, проход запрещен», — отвечает он. Кто владелец, говорить отказывается, ссылаясь на то, что приехал в поселок недавно.
Гостей на даче не было уже больше пяти лет. Перголы на открытой террасе спального корпуса издали выглядят изношенными, фасады — облупившимися, а аллеи парка за забором — неухоженными. Сотрудник стоящего рядом кремлевского санатория «Нижняя Ореанда» говорит, что в «Глицинии» идут строительные работы: «Иногда в ту сторону едут КАМАЗы». За забором дачи со стороны Ливадийского парка действительно слышен стук отбойника и визг пилы.
В Ялте, ближайшем к даче большом городе, «Глицинию» называют «путинской». Но когда и кто будет отдыхать в «Глицинии» теперь — доподлинно никто не знает.