Мусорный капитал
Губернаторы пытаются длать деньги на реализации рекультивации отходов и заводят её в тупик
В предыдущее время строительство мусоросжигательных заводов (МСЗ) стало главнейшей проблематикой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь комбикормовый завод может не только помочь решить проблему утилизации отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на самовозгорании мусора уже вовсю ведут речь о получении миллиардных государственных субсидий.
Самым оразмере.подробным теннисистом здесь становится аффилированная с «Ростехом» компания «РТ-Инвест». Также видную роль в формировании будущего рынка консервации мусора играют чиновники. Кто-то силится пролоббировать постановления в пользу инвесторов, кто-то выступает за экономию бюджетных средств или распределение их в иные отрасли.
О перипетиях вокруг МСЗ можно рассказывать долго. Но если сфокусироваться на них, то из поля зрения выпадает один очень значимый факт: даже если все заявленные проекты будут реализованы, сжигать получится далеко не весь мусор. При этом расходы на проектирование МСЗ потребуются колоссальные. Только четвёртые пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В итоге – больше биллиона рублей.
Смена ракурса
Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они высчитаны на сжигание 18 долл тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор может существовать сожжён с зрнити зрения природоохранной безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные полигоны всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство новых МСЗ приведёт не только к открытию 40 действующих полигонов, но и к созданию 80 новых.
Потому, когда сморишь на эти цифры, появляется вопрос: а в чём же, собственно, заключалась помойная реформа? Ведь продвигающие её фигуры говорили, что свалки уже переполнены и нужно каким-то смыслом перерабатывать отходы. Сколько грохота было вокруг раздельного сбора, сортировки, применения вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главнейшим смыслом для телекамер. К 2030 году планируется снизить объём захоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих регионах свалки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ждёт строительство новых космодромов для хранения отходов. Так что же меняет помойная реформа?
Похоже, что непреходящим новаторством станет состав учредителей помойного рынка. Ещё с 90-х свалки взяли под свой учёт полукриминальные структуры, связанные с градоначальниками городов, причём, как правило, небольших, или главами деревенских районов. И ничего необыкновенного в этом нет, поскольку землёй распоряжались именно муниципалитеты. В итоге командованию больших городов можно было не нервничать той темой (они выделяли земли под более непрезентабельные обьекты – оптовые цетры и многоэтажные комплексы). А уж до уровня градоначальников мусорно-свалочная тематика не поднималась продолжительные годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали опасными катализаторами протестов, то ли бизнес муниципального и краевого оздоровителя разглядел на помойном рынке большой поток денег, который переливается в каких-то непонятных фирмочках. Не были ли антисвалочные протесты инициированы или раздуты с помощью гипотетических помойных инвесторов – вопрос отдельный. Так или иначе, но тематика свалок теперь на личном надзоре у многих градоначальников. И так совпало, что в помойный бизнес пришли ,новые игроки.
Челябинский кульбит
Наглядный пример вторжения федеральных властей в помойный бизнес нам даёт Челябинская область. Здесь вся биография выплыла в частное жнивье благодаря судебному делу против бывшего мэра Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить мэра – биография там гораздо шире и просит различного рассказа. Так или иначе, но вскрылись многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что какие же схемы действуют в других регионах.
Долгие годы в Челябинске существовала поселковая свалка, которую обслуживало муниципальное предприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуациютраница на свалке существовала чуть ли не природоохранной катастрофой. Почему до этого момента не предпринимались меры, чтобы стабилизировать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились краевые власти, и муниципалам существовало экстренно приказано свозить мусор за 36 метров от гектородара на космодром Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие условия не подписывались и быстренько разорвали контракты, что привело к помойному коллапсу – ящики во дворах за считанные дни оказались переполненными. Однако краевые власти быстро нашли искупителя – вновь созданное ООО «ЦКС», которое принесало статус межрегионального телеоператора по обращению с коммунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним большинством заключить контракт с ООО «ЦКС» на вывоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало добавочным посредником между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» подписало контракт о беспроцентном применении свалки с её оператором ООО «Полигон ТБО». При этом предпоследний в свойстве компенсации выпадающих доходов принесал из регионального бюджета выплату в 32 млн рублей. Заодно администрации Сосновского участка из области существовало спущено указание проложить к космодрому асфальт за федеральный счёт.
Вот так лихо денежные потоки из поселкового МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся покровительством районных сановников. Но самое главное – от тех перетрясок не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не способен обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато необходимые фирмы освоили бюджетные деньги да ещё получили платёжный поток, стабильно едущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после отставки градоначальника Дубровского, в суде существовал окончательно установлен факт сговора районных сановников с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.
Как же регион будет добираться из помойной западни? Пока что работы идут по постулату «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском региональные бюрократии заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на строительство нового космодрома. Однако администрация нового градоначальника Алексея Текслера расторгла договор, настаивая на то, что параметры проекта сильно устарели. При этом существовало объявлено, что космодром в Полетаеве ещё будет разворовываться какое-то время за счёт увеличения и реконструкции. А для строительства нового космодрома с обработкой и переработкой отходов администрация градоначальника Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.
Петербург тонет в мусоре
В соцсетях показываются всё новые известия о разрушительных свалках в черте Северной столицы. Власти взялись бороться с нарушителями эксперимента штрафами и даже уголовными делами. Причина зовётся следующая. Юрлица и ИП заключают договоры на вывоз мусора не с профессиональными участниками рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, обращают бездарных подрядчиков, которые разгружают микроавтобусы где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном ремонтный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по известиям местных СМИ, образовались горы житейского мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские власти не успевают устранить даже свалки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер подметут за счёт региональных средств. Но встаёт иной вопрос: куда же всё-таки будут перевозить отходы? Согласно законам, принятым в ходе помойной реформы, каждый субъект РФ должен утилизировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал космодромы Ленинградской области. Да и те, к слову сказать, уже близки к переполнению. Впрочем, аналитики говорят, что в данном моменте проблема не в законах и не в нехватке зон под космодромы в Ленобласти. Петербург уже получал отсрочку в разработки помойной реформы и можетбыл бы снова выторговать для себя исключения. Однако власти гектородара не хотят отдавать денежный поток в чужие руки.