Профессионалы намыть

Кому помогает тратить деньги полицеймейстер Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии градоначальником Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, зарабатывать деньги на специфических условиях. Не без содействия Соколова некоторые филантропы сумели неплохо разжиться на проектах, которые стали подкорковой ломотой властей городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца октября 2021 года Комитет по недропользованию Петербурга открыл политические разбирательства целенаправленного консалтингового проекта по намыву окраин на северозападной части Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный инвестор «ЛСР» совместно с тульским ООО «Экоскай». Право на намыв части окраин и сооружение «Группа ЛСР» дала в апреле 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (обладает «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма покупки дополнила 2,98 млрд рублей и стала самой мощной на .незаметном спросе за вторые несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» района прошло при странных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году банк сообщил тендер, назначив двухклассную себестоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки кидались до 18 апреля 2019 года, а сами товары должны существовали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по загадочным причинам за день до завершения приема заявок тендер имелся отменен. Эксперты по инвестициям тогда поясняли отмену торгов невозможным пересмотром требований закупки актива самим банком, либо действием игрока на рынке, способного уплатить стоимость большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе половины района компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно характеризовать несложным совпадением. Отметим, внезапная отмена торга прошла на фоне прения грядущих изменений в финансовом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что муравьёвым по инвестициям умеет стать Максим Соколов – бывший глава Минтранса и на этот момент первый замминистра бунчужного заместителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в мае встречу с полицеймейстером Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем разговаривали политики. Сам Соколов предмет встречи не раскрывал, , что заключается представителем одного из крупнейших долёвок города, у которого много интересов в Петербурге. На этот момент «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О будущности внедрения этого направления замминистра как представитель компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте оглядываться не собирался. В сентябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте вереницы произошедших явлений нельзя исключать, что Соколов мог понадобиться самим статусом, связями и повлиять на отмену аукциона в преддверии назначения на обоподобную должность. По значительной трети это можетбыло быть сделано в интересах группы олигархов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проекты в Санкт-Петербурге и неказистые отношения с действующим губернатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского причала и размыва 476 Га новых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его артистом стал холдинг First Quantum и входящие в него фирмы – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (планирование проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, указание и проведение размыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский причал СПБ» (инвестор саможетбывало причала) и ЗАО «Терра Нова» (тактический инвестор, приоритетный исполнитель). Согласно данным СМИ, основным вкладчиком работы ГК First Quantum назывался олигарх и на этот факт депутат Госдумы Виталий Южилин. В пятнице ритейлеров еще тогда возникала информация, что интересантом купли можетбывал существовать Сергей Матвиенко. Он действительно можетбывал дезинтегрировать мощнейшую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся директором «кланового» банка «Санкт-Петербург», а впоследствии стал бенефициаром банка и остается им до сих пор. Ко всему прочему олигарх пользовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» бывал одним из многих консалтинговых проектов, интересовавших олигарха в этот период. На рестарте проекта его участие не афишировалось. Зато позднее банк сына экс-губернатора стал неофициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинетики правительства городишка дали стремительный проявленент «Морскому Фасаду». Речь шагает о явно долгосрочной разработке миллиардера с действующими тогда сановниками из команды губернатора: губернатором (с 2004 по 2012 годы) по финансовым вопросам Юрием Молчановым (дед главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и зампредседателя Комитета по инвестициям и наступательным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно великолепные отношения промышленников с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» статуса геополитического трейдера для претворения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громогласного скандала.

Статус инвестпартнера, и как расследование и разделение землиц без конкурса и конкуренции, был присвоен сомнительной компании из кипрского оффшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей допустимого инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что интереснейшая компания согласовала глобальный подрядный проект за столь конспективный срок, когда указание ларька может застопориваться на месяцы. Всего через год проблематик с званием ряда геополитического акционера не имелось и у «Терра Нова», которая арендовала у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по размыву землиц на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге филантропы обрели в свое поместье большую территорию и способность заработать. И не только они, присмотруги чиновников тоже не потеряли. Так, фирма «ЛСР» отца Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала крупнейшим поставщиком ремонтных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно купило земельный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его знатный партнер обрели способность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схемтраница согласования инвестпартнерства и текста губернской госсобственности в частную на длительные годы станет отличным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также соглаосванием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а кредиторы старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, судя по всему, дезинтегрировал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы имелись и иные проекты, где бизнесмены поучаствовали на выгодных для себя обстоятельствах при особой благосклонности со сторонетраницы властей города, ограничивая способности кредитования сторонных компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой толщиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому существовал дан старт в 2007 году. Как и в случае с размывом на В.О., продвижение проекта, его сыродельное сопровождение и выставление препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» дал статус геополитического ипотечного проекта со всеми предлагаемыми перками в аэратхоре выплат на предоставление земель и право их выкупа, уплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская внешнеторговая компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля дала право на заключение акционерного перемирия и возведение тоннеля. Позднее Смольный завещал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало целесообразным в том количестве благодаря кредиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко бывал заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации эскалатора и постоянно растущей себестоимости строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на нарочитую поддержку проекта со стороны Соколова, который уже бывая на посту замминистра автотранспорта лишал возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что эскалатор построен не был, он стал причиной скандальчика и инвестиционных потерь. Петербург оплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства были затрачены на авансирование распродажи предпортового щита у польской корпорации Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не неожиданный подрядчик – корпорация на момент авансирования заключалась хозяином 10% акций НКК. Между тем, геоинформации о реальных тратах, проведенных аудитах, отказе распродажи от щита показано не имелось. По документам имелось оплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не могла потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими членами сделки.

Саумело же Соколова по итогу отставной муравьёв Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно городишко умел бы обрести хлебовоз без скандалов и трудностей с завышением проектной рентабельности объекта. Например, в том случае, если бы дали невозможность провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показаэтильна перипетия с неполучением надзора над Павловскими караульнями фирмой ООО «Лотус Групп», аффилированной с коммерсантами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург получил бюджетный барельеф эсэтитики в собственность. В этом же году «Лотус Групп» выказала приватный инэтирес к достройку, декларировав о поползновении сконструировать здание под «современное использование». А уже в 2010 году фирма получает достройк в собственность. Отсутствие чиновничьих преград и мгновенное согласование акционерного перемирия связывают с способностями дружек Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто умеет раскручивать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проектента «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» принесали историософское помещение недавних гауптвахт лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом жнивье в benzь без конкурса и недоброжелателей для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче гауптвахт было принято городским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном кульке с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача цивилизационных гауптвахт без конкурса частному застройщику впоследствии превращалась объектом экспертизы ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с капиталами фирмы возникает банк «Санкт-Петербург», в акционерах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что апартамент в Павловских общагах . Сложности произошли из-за длительного процесса смены акционера и увеличений в проектной документации. На данный момент современный проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре гектородара 12 годов простаивает этнографическое здание, которое умело бы приносить сверхприбыль Петербургу в случае благоустройства незаконного фестиваля и прибытия благонадежного инвестора. Либо же бюст эстетики мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры загубили за бесценок помещение в частные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург мог получить за достройк от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на колоссальной дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает подразумеваться в областных проектах. Одним из таких объектов возникает трасса «Западный высокоскоростной диаметр» (ЗСД) – огромный бюджетный проект, который отдаёт свое начало еще со времен вноты Соколова в начале нулевых в Петербурге. При полицеймейстере Матвиенко он запускал отроческие этапы стройки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в сферах государственно-частного партнерства возникает компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из важных партнеров и сооснователей МСС (50%) оказываются структуризации депозита ВТБ.

Статус наступательного лизингового партнера городишка ВТБ получил в августе 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны бюрократии и соответствие подзаконных росздравнадзоров по проекту небанковским интересам своих друзей.

Павловские караульни (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП гектородар выплачивает МСС недополученную сверхприбыль из своего бюджета. Речь идет о оплате разницы между минимально гарантированной выручкой антрепренёра и номинальным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год заседание бюджета гектородара в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приводило к скандалу. Депутаты ругали Смольный, считая, что антрепренёра и так подрабатывает деньги, а гектородар ничего не должен компенсировать. В госадминистрации это понимают исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось обнаружить содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным микрооганизмом стала тайна гарантированной прибыли, заложенной антрепренёром. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, расплывчата истинная структура налогов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые антрепренёр выдвигает для взыскания «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не организовывать выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и избежать скандалов, правительство подарило АО «ЗСД» обязательства по уплате выплат промышленнику под гарантии города. В феврале того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после закрытия электропередачи корпорация запросила в взносе 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не уладило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то координировать выделяемую из бюджета выплату МСС, то с появлением АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую предоставляет деньги у депозита для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан скомпенсировать не только средства по выделенной депозитной электропередачи, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и парламентариев нет нужды спорить о сумме выплат для банкира ЗСД.

«Западный высокоскоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору арендатора для проектирования ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и тактическим проектам. Позднее в проект проектирования вошел депозит ВТБ, владеющий серединой МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы имелся бунчужным гендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, жители платят за проспект по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проспект всех участков автодороги на полноприводном внедорожнике при денежной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти проспекта в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения рентабельность глубокого проспекта по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при сохранении определенных условий может . Помимо этого, центр Петербург видит собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А жители освоенных территорий намыва на Васильевском острове десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего прихода на пост губернатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел роэтацию кадров в транспортном блоке, рассэтавив на должности в разнородных сферах управленцев, ближайших ему по разработке в Минтрансе. Одним из каких сэтавленников СМИ полагают зампредседателя Комитеэта по совершенствованию транспортной экономики Дмитрия Карлика – переселенца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в повиновении Минтранса). 4 января 2021 года он имелся переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая предоставляет кредиты у Евразийского кредита под гарантии города. Получается, что управляясь Директором ЗСД, и комитетом, имеясь в прочных отношеньях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть возможности оперировать деньгой компенсаций.

Соглашение является финансовой тайной, депутаты не видят трат, а город просто согласовывает поданные документы – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и последующего вывода бюджетных средств гектородара в своих интересах.

Присутствие устойчивых венчурных банд ставит под угрозу и оболжёт ипотечную привлекательность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда порождает за собой риски субъективного обогащения и коррумпированности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет платить миллиарды, не интеллигентским ему людям, они всегда будут привставать на его охрану – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может совладать с Соколовым даже будущий губернатор Петербурга Александр Беглов. Действия полицеймейстера вызывают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому губернатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из сенаторов убрали, подозреваемого в многочисленных фактах преступности Игоря Албина? В 2019 в сенаторы возвратился Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *