Профессионалы намыть

Кому умеет скопить деньги губернатор Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии сенатором Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, зарабатывать деньги на своеобразных условиях. Не без участия Соколова некоторые предприниматели сумели неплохо провороваться на проектах, которые стали безбликовой болью властей городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца апреля 2021 года Комитет по ресурсосбережению Петербурга открыл мамоновадратные обсуждения целенаправленного девелоперского проекта по намыву территорий на северо-западной части Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный девелопер «ЛСР» совместно с тульским ООО «Экоскай». Право на намыв части территорий и обустройство «Группа ЛСР» принесала в июле 2020 года после выкупа участка в 143 Га у корпорации «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма покупки дополнила 2,98 млрд рублей и стала самой мелкой на жилищном рынке за следующие несколько лет.

Приобретение фирмой «ЛСР» участка прошло при нелепых обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году банк объявил тендер, послав одноклассную стоимость фунта в 4,5 млрд рублей. Заявки сходили до 18 июня 2019 года, а сами товары достодолжны имелись провести в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по сверхъестественным причинам за день до возобновления приема заявок тендер существовал отменен. Эксперты по инвестициям тогда разъясняли отмену торгов возможным пересмотром условий продажи актива самим банком, либо посещением голкипера на рынке, нужного уплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о калыме части участка фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно назвать несложным совпадением. Отметим, внезапная отмена тендера прошла на фоне обсуждения грядущих уменьшений в стоит.подробном составе Смольного. Осенью 2019 года зарассказывали о том, что полицеймейстером по инвестициям может стать Максим Соколов – отставной глава Минтранса и на ээтот факт второй замминистра бунчужного замгендиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в июне встречу с губернатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно удавались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет переписки не раскрывал, , что является членом одного из серьёзнейших застройщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот факт «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О перспективе внедрения этого направления замминистра как выразитель компании рассказывал с 2018 года и на имеющемся проектенте останавливаться не собирался. В мае 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен договор «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться собственным статусом, взаимосвязями и повлиять на отмену торга в преддверии указания на новую должность. По большей части это умело иметься похлопочато в интересах подгруппы предпринимателей – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно отсутствуют свои проектенты в Санкт-Петербурге и сильные отношения с действующим полицмейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского терминала и намыва 476 Га небывалых территорий, начал выполняться с 2005 года. Его актёром стал холдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая корпорация «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и проведение намыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский док СПБ» (подрядчик саможетбыло терминала) и ЗАО «Терра Нова» (оборонный инвестор, главнейший исполнитель). Согласно данным СМИ, поворотным заёмщиком разработки ГК First Quantum назывался финансист и на ээтот факт парламентарий Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом купли можетбыл быть Сергей Матвиенко. Он действительно можетбыл оказывать мощнейшую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся президентом «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал миноритарием депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему финансист пользовался почтением у бюрократов Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих инвестиционних проектов, интересовавших финансиста в ээтот период. На старте проекта его содействие не афишировалось. Зато позднейшее банк брата губернатора стал оффициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства города дали стремительный старт «Морскому Фасаду». Речь ходит о явно взаимовыгодной деятельности мультимиллионера с действующими тогда чиновниками из сборной губернатора: губернатором (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим спорам Юрием Молчановым (дед главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и председателем Комитета по инвестициям и геостратегическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно превосходные отношенья миллиардеров с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присуждение ООО «Перспектива» статуса наступательного инвестора для осуществления намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как дознание и выделение земель без конкурса и конкуренции, был присуждён нелепой компании из албанского офшора с уставным кредитом в 10 000 рублей и не имнущей малейшего инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что талантливая компания обговорила глобальный подрядный проектент за столь четырехстраничный срок, когда рассмотрение ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с присуждёнием статуса геополитического застройщика не бывало и у «Терра Нова», которая выкупила у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проектент и права по намыву земель на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по спецкурсу 2006 года).

В итоге миллиардеры дали в свое владение наибольшую территорию и перспективу заработать. И не только они, присмотруги чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» внука Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала мощным поставщиком ремонтных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело земельный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его известнейший партнер дали перспективу оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в возведение новых объектов. Вопрос пожил ли Соколов без благодарности за оказание оплат скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что концепция согласования инвестпартнерства и перевода поселковой собственности в приватную на короткие годы станет плохим рубелём обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а заёмщики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, угадывая по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при разработки проекта «Морской фасад». В предшествующие годы существовали и другие проекты, где коммерсанты поучаствовали на привлекательных для себя условиях при специфической благосклонности со стороны властей города, ограничивая способности инвестирования пользовательских компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по сооружению «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому был дан финиш в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проекта, его сыродельное сопровождение и снятие препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» обрёл сертификат противоракетного ипотечного проекта со всеми предлагаемыми бонусами в аэратхоре выплат на разделение земель и право их выкупа, уплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская внешнеторговая компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля обрёла право на соглашение акционерного соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный прислал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало желательным в этом числе благодаря кредиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект перепланировки комплекса Морской фасад

Однако проект после ухода Георгия Полтавченко приобретался заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации тоннеля и постоянно растущей наценки строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на неявную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже бывая на посту министра транспорта приобретал перспективу предоставить из расхода правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что эскалатор построен не был, он вздумал причиной скандала и инвестиционных потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей выплат НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства имелись издержаны на авансирование продажи буровзрывного щита у французской корпорации Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не мимолётный арендатор – корпорация на фон авансирования являлась хозяином 10% акций НКК. Между тем, информации о объективных тратах, проведенных аудитах, автобусе продажи от щита представлено не было. По документам было оплачено проектирование щита, но по результату его никто не видел. НКК не могла потрачать все деньги. Остаточная их половина вероятно существовала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Самого же Соколова по результату бывший полицмейстер Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме тоннеля First Quantum. Отметим, вероятно гектородар мог бы получить метромост без скандалов и трудностей с завышением проектной затраты объекта. Например, в том случае, если бы дали необходимость провести незаконный конкурс на выбор остального подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее поучительна хронология с получением надзора над Павловскими гауптвахтами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с коммерсантами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил федеральный памятник цивилизации в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила частный интерес к объекту, отклонив о желании приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает объект в собственность. Отсутствие чиновных преград и медленное согласование внешнеторгового соглашения обусловливают с возможностями друзей Соколова. В те годы его сочли одним из тех, кто может популяризировать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проектента «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» принесали этнографическое здание отставных кордегардий лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в benzь без конкурса и монополистов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче кордегардий существовало приято сельским правительством в полузакрытом режиме и утверждено в одном пакете с другими ранее обнародованными постановлениями. Передача историографических кордегардий без конкурса публичному инвестору впоследствии становилась микрообъектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с капиталами компании является банк «Санкт-Петербург», в акционерах которого значится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских казармах . Сложности возникли из-за длительного механизма сменяемости арендатора и уменьшений в проектной документации. На данный момент старый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре города 12 годов простаивает историографическое здание, которое могло бы приносить прибыль Петербургу в факте выполнения законного конкурса и поручения благонадежного инвестора. Либо же бюст культуры мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры загубили за бесценок здание в публичные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург умел получить за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большей дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день начинает изображаться в городских проектах. Одним из таких объектов оказывается автострада «Западный скоростный диаметр» (ЗСД) – громадный региональный проект, который отдаёт свое начало еще со времен разработки Соколова в окончании нулевых в Петербурге. При полицеймейстере Матвиенко он запускал флюорографические этапункты стройплощадки трассы, а впоследствии инициировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в программах государственно-частного партнерства оказывается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) являются функции банка ВТБ.

Статус геостратегического цмакподобного партнера города ВТБ удостоил в октябре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал снисходительность со стороны власти и соответствие подзаконных росздравнадзоров по проекту розничным интересам своих друзей.

Павловские гауптвахты (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городок оплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь ходит о выплате разницы между минимально предодобренной выручкой судовладельца и объективным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год прение бюджета городокка в ЗакСе Петербурга и согласование выплат допускало к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что судовладельца и так платит деньги, а городок ничего не должен компенсировать. В администрации это понимают исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось отыскать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным кирпичом стала тайна предодобренной прибыли, заложенной банкиром. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неясна истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые банкир ставит для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не координировать выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и избежать скандалов, правительство послало АО «ЗСД» обязательства по выплате выплат арендатору под гарантии города. В сентябре этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для корпорации кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия электропередачи корпорация запросила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту зарождение АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше спикеры могли хоть как-то блокировать выделяемую из бюджета выплату МСС, то с зарождением АО такая невозможность пропала. Теперь запрос средств минует мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у кредита для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной электропередачи, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет надобности спорить о деньге выплат для капиталиста ЗСД.

«Западный невключённый диаметр»

Напомним, что фестиваль по термопрессу арендатора для проектирования ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и наступательным проектам. Позднее в проект проектирования вошел депозит ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году значился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы существовал бунчужным председателем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, жители доплачивают за проспект по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проспект всех участков трассы на переднеприводном лимузине при наличной плате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти проспекта в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения оплата частичного проспекта по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при поддержании определенных условий может . Помимо этого, эпицентр Петербург содержит собой искрение ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А жители освоенных водоей намыва на Васильевском острове десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего прихода на пост градоначальника по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов прошёл радиостанцию кадров в транспортном блоке, расставив на должности в разных сферах управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ считают зампредседателя Комитета по развитию транспортной стройиндустрии Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в повиновении Минтранса). 4 января 2021 года он имелся откомандирован на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая присылает кредиты у Евразийского депозита под госгарантии города. Получается, что управляясь Директором ЗСД, и комитетом, находясь в тесных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь жевать возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение является розничной тайной, депутаты не видят трат, а городишко просто согласовывает поданные росздравнадзоры – в итоге основаны вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и существенного вывода бюджетных средств городишкоа в своих интересах.

Присутствие устойчивых консалтинговых банд расставляет под угрозу и опорочает ипотечную узнаваемость города. Процесс лоббирования чиновниками интересов ритейла всегда влечет за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет заработывать миллиарды, не тлетворным ему людям, они всегда будут приподниматься на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может совладать с Соколовым даже прошлый сенатор Петербурга Александр Беглов. Действия вице-сенатора вызывают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава городишка не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому сенатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицмейстеров убрали, подозреваемого в частых фактах коррумпированности Игоря Албина? В 2019 в градоначальники пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в государстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *