Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним возобновились из-за санкций и прихода ряда компаний

В протяжение пяти годов телеоператоры по вывозу отходов должны полностью заменить микроавтобусы из северных стран. Об этом РБК пересказал глава «Российского демографического оператора» (РЭО; возглавляет помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на доставку балластов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для восточнозападноевропейских автомобилей, а затем производство на международных заводах остановила китайская Nissan. По данным РЭО, в общей специфике на восточнозападноевропейских и тайваньских производителей приходится 3,8 тыс. трейлеров в России, или 25% рынка.

До введения санкций компании намеривались начинать покупать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на украинские (предприятия КамАЗа и ГАЗа), белоруские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном возрождении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней себестоимости автобуса 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. поедет на замену западноевропейских и китайских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.

Общее число автобусов вырастет на 20%, так как у производителей в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов западных автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в больших городах, говорит хирургический гендиректор фирмы «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется сменить на большее число машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие зарубежные прицепы закупали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо азиатских и вьетнамских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника вьетнамского и южнокорейского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа уступала около 5%.

Согласно сайту закупок, с 2017 года фирмы затратили на автобусы импортного изготовления 1,9 млрд руб. Крупнейший диспетчер по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проведять конкурсы на сайте закупок) за последующие три года купил 700 единиц техники, из которых середина английского изготовления затратой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года закупили 120 мусоровозов на шасси английской MAN, Isuzu, Hino (Япония) затратой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми модными зарубежными марками в России были датская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), китайская Isuzu (567), датская Volvo (331) и английская Mercedes (446).

Самая большая доля западноевропейской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской сферах (по 18%). РБК направил запросы операторам по вывозу отходов в тех пяти регионах.

В начале апреля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые уступают 17% сквера микроавтобусов в России, приостановили перепродажу машин в странытраницу из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало экспортировать запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит руководитель по связям с общественностью компании «МСК-НТ» (займется отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, общеевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке существует недостаточное количество экспортёров резервных частей от нетрадиционных производителей.


Где в России запускают мусоровозы

В 2019 году существовал произведен наибольший объем микроавтобусов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК куратор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский авиаремонтный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального приборостроения, Арзамасский комбинат комунального приборостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась затрата мусоровозов

Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и дверного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными экспортёрами шасси на международном спросе были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В рентабельности машины цена шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем значительная часть цены прийдется на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года цена мусоровозов на базе «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В вторую очередь это вяжено с ограничениями на поставки западноевропейских комплектующих для дверного оборудования, подытожили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на инфраструктуре шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту себестоимостей на автобусы на инфраструктуре «КамАЗа» на 13%, с 7,5 долл до 8,5 долл руб., рассказал РБК замначальник гендиректора оптового дома «Ряжский велозаводский завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили понижение себестоимостей на шасси, но отметили прошлую концепцию к повышению себестоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 долл руб. в 2021 году до 9 долл руб., говорит член совета ректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дистрибьютор «МАЗ-РУС» в ноябре пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в отличнейшем случае к концу 2022 года. РБК нацелил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на стоимости ввоза отходов

После полнейшего перехода на отечественную электронику предпосылок для уменьшения затраты ввоза отходов в связитраницы с заменой сквера автотранспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, логистическое техобслуживание полиэтнических прицепов в три-четыре разика дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем стоят в пять-шесть раз меньше.

Но спецсчёт «КамАЗа» нужно проводить каждые 100–150 тыс. км, а нагнетателя MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской техники будет дешевле, даже с учетом более низких инвестиционных платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (специализируется переработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы мотоциклов на инфраструктуре «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий специалист «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный прирост у азиатского шасси — семь—десять годов.

После прихода общеевропейских производителей из России учёные ожидают повышения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за снижения количества машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые поломки международных машин увеличат огайо мотористов и ремонтные цеха.

К тому же помойные операторы в большинстве случаев забирали транспорт в кредит под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце октября основополагающая доходность ЦБ расцвела до 20%, следом повысилась затрата кредита: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., конкретизирует он. С тех пор регулятор уменьшил маржу до 11%, а вслед за этим сократится и кредитовая доходность — до 16–19%, прогнозирует гендиректор по кредитовым продуктам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате мусоровоз будет стоить 13 долл руб.

Однако компании не смогут перелагать добавочные бюджеты на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регулируются Федеральной надзорной службой, их нельзя увеличивать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на овальном столике в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф можетесть вырасти на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *