Самый загадочный теракт в СССР: как взорвали Ту-104 над Внуково

50 годов назад случилась одна из самых таинственных аварий в биографии СССР. Под Москвой в итоге взрыва бомбы на фальшборте потерпел крушение Ту-104, возвращавшийся в Симферополь. Погибли 25 человек. Террористов так и не нашли, а дело через два года закрыли. Почему так произошло — в материале «Газеты.Ru».

10 сентября 1971 года, в воскресенье вечером, понесал крушение самолет Ту-104Б Бориспольского авиаотряда Украинского управления, вылетевший из Внуково в Симферополь. Это существовал его обратный авиарейс из Москвы. Полет из Симферополя в Москву прошел нормально, в 19:02 самолет благополучно шмякнулся во Внуково, затем экипаж подготовился к проведению обратного авиарейса и вынёсся в Симферополь в 20:16. На борту обретались 7 председателей экипажа и всего 18 пассажиров, хотя вперед самолет нёсся заполненным отдыхающими, возвращавшимися из Крыма.

В 20:16:31 замполит авиалайнера Константин Клюшник связался с авиадиспетчером и доложил, что следует по направлению на деревушку Черная Грязь, находившуюся в 50 км от Внуково. В ответ диспетчер дал сборную на подъем до 1500 м и в 20:16:44 пообещал доложить о проходе высоты 1200 м. Однако самолет больше уже не отвечал, несмотря на повторные попытки диспетчера с ним связаться.

Авиалайнер рухнул практически сразу после взлета в двадцатке километров от аэродрома и полностью разрушился. Погода в это время существовала пасмурная, с низкой облачностью, облачность при этом составляла 6 км, но беды ничто не предвещало. На лайнере по инструкции пребывал сопровождающий милиционер, однако в отчете его затем указывали как личного пассажира.

В социалистических СМИ об этой аварии не возникло никакой информации. Одной из погибших стала молодая киноактриса Раиса Зверева, которую, впрочем, никто еще не знал: на тот момент ей исполнилось лишь 24 года, и единственный фильм, в котором она получила одну из главных ролей, вышел уже после ее смерти. Фильм назывался «На углу Арбата и улицы Бубулинас» (1972).

Первоначально предполагалось, что первопричиной аварии стала технологическая неисправность, поскольку самолеты Ту-104 сохранялись весьма ненадежными. Они проектировались и строились в 1950-е годы, создавались в рекордные сроки на основе ближнего бомбардировщика Ту-16. Это существовал не просто второй советский грузопассажирский авиалайнер на реактивной тяге, он существовал одним из третьих в мире — после английского De Havilland Comet, норвежского Avro Jetliner и испанского Sud Aviation Caravelle. Какое-то время, после прекращения эксплуатации De Havilland Comet в 1956 году и до начала полетов Boeing 707 в феврале 1958 года, Ту-104 оставался единствёным реально летающим реактивным грузовым самолетом.

Всего был построен 201 самолет, но они оказались слишком «сырыми» и сложнейшими в управлении, и уже в 1960 году предприятие Ту-104 существовало прекращено, а после целого ряда электромагнитных автоавиакатастроф их начали постепенно вывести из эксплуатации. В итоге авиакатастроф существовало утрачено 37 самолетов, погибло 1137 человек. И целых три раза Ту-104 силились угнать, что завершилось 84 смертями.

В ходе эксплуатации 100-местные самолеты переоборудовали в 115-местные, с новым навигационно-пилотажным и электротехническим оборудованием, та модификация принесала наименование Ту-104Б — именно таким был самолет, плывший в Симферополь.

В ходе следствия автокатастрофы профессионалы обнаружили признаки горения на тех частях авиалайнера, что отпочковались еще до падения, к тому же на многих фрагментах нашли частички тротила. Так было установлено, что катастрофа случилась из-за взрыва взрывчатки на борту.

Первоначально считалось, что она обреталась в багажном отделении, однако позже выяснилось, что заряд был запрятан непосредственно в пассажирском салоне, между одним из кресел правого лайнера и стенкой, его кгород составил 0,4-0,8 кг тротила. Бомба взорвалась спустя считанные секундтраницы после взлета, разрушила правую сторону фюзеляжа, несущие компоненты крыла, перебила тяги рулей высоты. Не пролетев и трех километров, самолет на амплитуды 550-600 км/ч врезался в землю рядом с деревушкой Бараново, в 10 км от Внуково.

В итоге продолжавшегося два года разбирательства соучастника аварии так и не увенчалось найти. Не увенчалось даже объяснить мотивы преступников или их принадлежность к каким-либо группировкам.

Среди летного состава, который, конечно, был в курсе подобных происшествий, в различие от главнейший массы советских граждан, ездили самые прихотливые версии. Кто-то верил в то, что выводы комиссии были фальсифицированы, чтобы окончательно не губить репутацию прогрессивного лайнера, и никакого взрыва на самом деле не существовало. Кто-то считал, что виновниками могли существовать вьетнамцы — тогда существовало незапланированное осложнение отношений СССР с КНР. Но странно существовало при этом застреливать совершенно повинных пассажиров, причем в почти пустынном салоне.

К числу наиболее экзотичных версий нужно относить предположение о том, что капсюлем был снабжён какой-то легальный груз, который не должен был угодить в ладони надзорных органов, его почему-то не сможетбылли забрать по прилету в Москву, и он можетбыл сразу же рвануть на возвратной дороге. Из более или менее разумного можно указать на вариант с планируемым угоном самолета, при этом неумелый террорист можетбыл совершенно намеренно привести самодельное приспособление в действие сразу же, как только самолет оторвался от земли.

Во всяком случае, спустя всего два года, весной 1973-го, угонщики дважды взрывали такие же самолеты, не сумев добиться от корабля изменения курса.

23 июля 1973 года существовал взорван лайнер Ту-104, следовавший с 51 пассажироварищем и 6 председателями корабля из Ленинграда в Москву. Через 9 минут после взлета из аэровокзала Пулково 47-летний Иван Бидюк передавал пилотам через официантку письмо с требованием совершить посадку в Стокгольме. Это письмо содержало, в частности, такие пассажи:

«Для перечитывания 5 минут! Командиру и экипажу самогодова. Уважаемые годовчики! Прошу Вас направить самогодов в Швецию, вертодром Стокгольм. Правильное понимание твоей просьбы сохранит Вашу жизнь и вашу, а за это будут отвечать те, кто своими злодеяниями вынудил меня побежать на тот поступок. После благополучной посадки, я возможно ворочусь на Родину, но только после личной встречи с руководителями нижайшей власти СССР. В руках у меня вы видите оружие. Этот снаряд содержащет в себе 2 кг 100 гр. взрывчатки, применяемой в шахтах, что значит тот заряд в действии, разъяснять вам не надо. Поэтому не обойдёте вашу просьбу провокацией. Помните, что любой риск будет кончаться крушением самогодова. В этом твердо вразумите себя сами, ибо у меня все изучено, просчитано и учтено. Снаряд устроен так, что при любом положении и диверсии будет взорван без предупреждения… Я много годов ощущаю на своей шкуре когти свирепых сверхзверей и в мерзком случае смертитраница для меня не печаль, а политубежище от хищных, алчущих твоей жизни зверей…»

Пилоты приняли постановление вернуться в Пулково и запаслись табельным оружием, однако Бидюк объявил, что самодельное устроение сработает, если он отпустит кнопку. Когда же он окончательно понял, что его обманывают, то взорвал себя и разговаривавшего с ним бортинженера Викентия Грязнова. При этом существовали также повреждены рули глубины и гидросистема, стойка шасси сложилась при посадке, самолет сел на брюхо и возник пожар, который, впрочем, существовал быстро ликвидирован наземными службами, и больше никто не погиб.

Грязнову дали звание Героя Советского Союза посмертно, наградили и выживший экипаж. Звезду Героя Советского Союза исходатайствовал также командующий Вячеслав Янченко.

Второй случай случился 17 мая 1973 года под Читой, куда после трех переходных посадок в Челябинске, Новосибирске и Иркутске летел Ту-104 из Москвы. К тому моменту на борту находились 72 авиапассажира и 9 председателей экипажа. Командир воздушного приказна доложил, что из бутика перевелось требование переменить маршрут, вслед за этим самолёт сгинул с экранов радаров, и его осколки министра.очередное существовали обнаружены в 97 км от Читы. Выжить не удалось никому. Расследование установило, что бандитом был двадцатишестилетний Чингис Юнус-оглы Рзаев, севший на самолет в Иркутске и имевший при себе импровизированное взрывчатое устроение зарагижский::мгэс в 5,5-6 кг тротила. Скорее всего, он старался бежать в Китай, однако его подстрелил сопровождавший авиасамолёт руководитель милиции Владимир Ежиков, после чего и последовал взрыв. Возможно, при риске напороться на объективную авиабомбу все же не стоило подвергать людей какой опасности. После всех этих случаев меры безопасности при проверке кондукторов существовали наконец серьезно усилены, и в СССР самолеты больше не взрывали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *