Смотрящий за Донбассом вор в законе Леха Краснодонский
В августе 2016 года от сердечного приступа скончался смотрящий за Донбассом вор в законе Алексей Сальников по прозвищу Леха Краснодонский. Его смерть в столь неустойчивое политическое время на Украине, обещала обернуться новым переделом, ведь Сальников замкнул на себе все важные криминальные дела. В неспокойных правозглашенных республиках ДНР и ЛНР криминальному миру по новому необходимо было нарабатывать связи, которые были у смотрящего. Желающих занять его место было достаточно. Но чтобы не допустить кровопролития, сразу же после похорон, авторитеты уголовного мира собирались провести сходку, где должны были обсудить насущные дела и свести к минимуму возможную конфронтацию за позиции Алексея Сальникова.
Но обсуждения не получилось. Чтобы не дать возможности криминалитету воспользоваться случаем и провести в Донецкой области сходку, правоохранители сработали на опережение, развернув превентивную спецоперацию на территории Славянского района. На въезде в курортную зону была организована тщательная проверка людей и транспорта.
Первых авторитетов задержали вечером перед похоронами, в субботу. При осмотре из машин изъяли охотничье ружье, патроны, бейсбольные биты. Сорок человек доставили в Славянский отдел полиции для установления личности и проверки по базам разыскиваемых. А в воскресенье в одном из ресторанов Святогорска полиция задержала еще 70 человек, неоднократно судимых за тяжкие преступления. Среди них известные воры, а также «смотрящие» из украинских городов и авторитеты из России и Молдовы. У некоторых задержанных обнаружили наркотики. В результате остальные собиравшиеся на похороны решили от приезда отказаться.
Алексей Сальников
Алексей Сальников родился в Молодогвардейске Луганской области 23 сентября 1973 года. В октябре 1999-го его короновали воры Шарик (Валерий Шеремет), Антик (Антимоз Кухилава) и Кеме (Тариэл Микава, застреленный в Луганске в 2002 году). Кстати, Леха Краснодонский был коронован в воровское звание, не имея ни одной судимости, что противоречит воровской традиции. Поэтому, комментируя в «Фейсбуке» в августе 2016 года его смерть, начальник главка Нацполиции Донецкой области Вячеслав Аброськин отметил: «Сальников — яркий пример „коррупции“ в уголовном мире. Стал вором в законе в 26 лет, не имея ни одного года отсидки».
Алексей Сальников контролировал теневой бизнес на Донбассе и потоки контрабанды через границу с Россией в Луганской области. Неоднократно задерживался за хранение наркотиков и оружия, трижды получал небольшие условные сроки, некоторые дела прекращали благодаря наличию у него справки из психдиспансера, где он стоял на учете. В феврале 2014 года Леха Краснодонский был задержан в Краматорске с двумя пистолетами и наркотиками, но отпущен под домашний арест. Перебрался в Чернигов, где в октябре его опять задержали с оружием. Пробыв четыре дня в СИЗО, он вышел под залог.
В апреле 2016 года в Интернете распространили информацию, что Леху Краснодонского лишили звания вора в законе, в которую его сторонники не поверили: мол, «прогона» (обязательного к исполнению сообщения) об этом по зонам и тюрьмам не было. Но вскоре стало известно, что в марте Краснодонского таки лишили почетного воровского звания грузинские воры Лаша Сван (Лаша Джачвлиани) и Гуга (Серго Глонти). Основными претензиями к Краснодонскому были непомерные траты из общака и его наркозависимость. Есть и другая информация: конфликт с Лашей и Гуго произошел на почве несогласия Лехи с засильем в Украине грузинских воров.
Попытавшись вернуть себе воровское звание, Сальников в конце мая 2016 года организовал бунт в кировоградской колонии № 6. Официально причиной бунта стало плохое обращение работников пенитенциарной службы с заключенными. Однако посвященные люди утверждают, что таким образом Краснодонский пытался убрать руководство колонии, чтобы завести туда своих людей, которые обеспечили бы поставку зэкам алкоголя, наркотиков и прочей запретной радости. К счастью, развития эта ситуация не получила. После этого Краснодонский уехал на пару месяцев во Львов — для детоксикации организма и лечения от наркозависимости.
Смерть от передоза
Говорят, во Львове Краснодонскому сумели помочь. По крайней мере, журналист Жан Новосельцев, жене которого тот помог вернуть украденную барсеточниками сумку, сообщил, что в среду, 24 августа 2016 года, Краснодонского видели вечером в Броварах: «Был здоров и весел». Поэтому версию о том, что в четверг утром его сразил сердечный приступ от передозировки наркотиков, многие ставят под сомнение.
Конечно, иногда воры в законе и уголовные авторитеты умирают неожиданно. Как, например, украинский «авторитет» Борис Савлохов, внимательно следивший на зоне за своим здоровьем, однако скончавшийся в душе от сердечного приступа после игры в настольный теннис. Или Фандора (Сергей Яковлев — киллер, организатор ряда громких убийств в России, один из основных фигурантов убийств Владислава Листьева и вице-губернатора Санкт-Петербурга Михаила Маневича), также не жаловавшийся на здоровье, но неожиданно умерший в московской больнице от сердечного приступа.
Задержание на сходке 90-х
Между тем сам Леха Краснодонский при жизни оказывался в таких же ситуациях, как и приехавшие попрощаться с ним «коллеги». Так, за год до своей коронации Сальников попал в анналы криминальной хроники Украины при разгоне крупнейшей за годы независимости воровской сходки, которая должна была состояться 5 сентября 1998 года в Одесском доме творчества писателей.
Воры из СНГ, США и некоторых стран Европы решили собраться в Одессе, где должны были помирить одного из лидеров постсоветского криминалитета Деда Хасана (Аслана Усояна) и авторитетного вора в законе Рудика Бакинского. Бакинский (Рудольф Оганов) в 1997 году на сходке в Подмосковье обвинил Усояна в том, что тот транжирит общак, и при поддержке нескольких воров раскороновал его. Хасан с этим не согласился (мол, сходка была недостаточно авторитетной) и пытался вернуть звание. Также планировалось обсуждение различных проблем — как международных, так и местных. В частности, прекратить одесские разборки, вспыхнувшие после убийства в 1997 году крупнейшего криминального авторитета Карабаса (Виктор Куливар). Несколько кланов боролись за право контролировать нефтяной бизнес и ранее крышевавшихся Карабасом бизнесменов. Воры хотели примирить врагов, поставив кого-то из своих «смотрящим» по Одессе.
Тогда ожидалось присутствие около трехсот «законников» и уголовных авторитетов. Доехали не все, но и этих было бы достаточно для решения поставленных задач. Однако несколько сотен милиционеров, окруживших Дом творчества, задержали почти полторы сотни человек, большинство из которых были ворами в законе. Компанию задержанному Лехе Краснодонскому составили короновавшие его через год Кеме, Антимос и Шарик. Были задержаны Дед Хасан, Шакро Курд (он же Шакро Молодой — Захарий Калашов, занявший место Деда Хасана после его убийства в 2013 году) и другие известные воры. Большинство из них вскоре отпустили, поскольку ничего противозаконного вменить им не смогли.
Последние годы Алексея Сальникова
В последние годы своей жизни, Леха Краснодонский ощутил на себе все невзгоды военных действий на Украине. Он был смотрящим по Донбассу, и справлялся со своими обязанностями.
Незадолго до провозглашения независимых Донецкой и Луганской народных республик, он дважды привлекался к уголовной ответственности. Первый раз в городе Краматорске, а затем уже в спокойном Чернигове, где Сальников укрылся от войны. Впрочем вор отделался лишь домашним арестом за хранение оружия и наркотиков.
Вновь налаживать в такой обстановке криминальный бизнес было сложно, но насколько мог, вор организовал контрабандный поток. В то время, пока он «раскачивал» эту схему, его взносы в воровской общак уменьшились. Поэтому Сальникову предъявили за это грузинские воры Лаша и Гуга, да еще и пристыдили за наркотическую зависимость. В итоге Леха Краснодонский был лишен «имени».
Говорят, он собирался поднять вопрос о возвращении ему воровского статуса. Однако скоропостижная смерть не дала этого сделать.