Смотрящий за Европой вор в законе Каха Руставский
Вторая половина «десятых» годов ознаменовалась в Европе борьбой с русской мафией. Спецслужбы крепко взялись за лидеров преступного мира, перебравшихся в Европейские страны из стран бывшего СНГ. Одним из самых громких уголовных дел, стало разоблачение мощной преступной группировки вора в законе Кахабера Шушанашвили (Каха Руставский), который вместе со своим старшим братом наладил в Европе бизнес, для легализации преступно нажитых капиталов. В итоге по ряду обвинений, в 2016 году, Кахабер был осужден Испанским правосудием к 20 годам и 11 месяцам заключения. В дальнейшем этот срок сократили до 15 лет.
Но тут за законника взялись власти Франции, куда Каху Руставского экстрадировали, где также осудили, приговорив его еще к 10 годам тюрьмы. Но это не сильно повлияло на расклад в местном криминальном мире. Даже из Европейской тюрьмы, Шушанашвили продолжал руководить своими бригадами. Все это не могло нравится Европейским спецслужбам, которые в 2019 году собираются предъявить смотрящему по Европе еще одно обвинение, на этот раз в организации убийства вора в законе Ладо.
Поэтому Каха Руставский был помещен в Марсельскую тюрьму Бауметтес. Шушанашвили теперь содержат под усиленной охраной. 23 часа в сутки он находится в полной изоляции, разрешенный час прогулки также проводит в одиночестве, при жалобах на здоровье, в больницу «вора в законе» сопровождают до 20 бойцов полицейского спецназа.
Кахабер Шушанашвили
Кахабер Шушанашвили родился в грузинском городе Рустави. Свой первый срок в три года колонии получил в начале 1990-х за злостное хулиганство. В 2001 году был «коронован». Его старший брат — Лаша Шушанашвили (Лаша Руставский) тоже «вор в законе». Оба брата в начале нулевых перебрались в Европу, где контролировали деятельность русскоязычных преступных группировок.
В Испании Каха Руставский появился в 2008 году с паспортом на имя гражданина Болгарии Николая Костова. Позже полиция обнаружила у него также грузинский паспорт на имя Тамила Барамидзе, копию литовского паспорта на имя Анатолия Мучанова и копию водительских прав с таким же именем. Проводником «законника» в новый для него мир стал местный житель Хуан Микела Томиллеро, работавший у Шушанашвили водителем, а также выступавший в качестве агента, через которого осуществлялись все финансовые сделки и другие взаимодействия с госучреждениями. В частности, на него оформлялись кредиты, регистрировались компании, совершались крупные покупки, требующие официальных документов, например, автомобилей (коих было приобретено порядка 40) и квартир.
Он же помог Кахаберу Шушанашвили заключить фиктивный брак с жительницей Барселоны Капаррос Марией Хосе Алонсо в октябре 2010 года, что дало «законнику» возможность легализоваться в Европе. Позже в ходе расследования выяснилось, что за эту услугу женщина получила 6 тыс. евро. Шушанашвили видел ее всего несколько раз в жизни.
Реальную же семейную жизнь он связал c совершенно другой женщиной. В одном из центральных районов Барселоны он жил с 32-летней уроженкой Украины Катериной Мерковой, которая в 2009 году родила ему двоих близнецов. В ходе последней полицейской операции она также была задержана.
Хуан Микела Томиллеро же был и формальным владельцем таких компаний, как Cabanda Advance, Viser World, Nixing Trade и Lurtalia, занимающихся самыми разнообразными видами бизнеса — от автомоек до продажи недвижимости и инвестиций на фондовом рынке.
Отмывочная
В ходе проведенной в ноябре 2017 года операции, полицейские наведались в том числе и в компанию, которая занимается отправкой посылок из Испании в Грузию. По мнению полицейских, под вывеской, написанной на испанском с ошибкой «Stn expres (вместо «express») georgia paqueteria», работала одна из «отмывочных» Кахабера Шушанашвили. Официально фирма действительно отправляла мелкие посылки, но в то же время через нее в Грузию шли и краденные в Европе вещи, главным образом часы, ювелирные изделия и электронные устройства.
Ну а главное — этот «почтовый» бизнес был основным прикрытием для передвижения грязных денег, добытых мафией, и сопровождал «законника» на всем протяжении его пребывания в Испании.
Впоследствии правоохранители отмечали, что мафиози не сильно заботились о создании видимости работы организаций по профилю. Случай с компанией Lurtalia был наиболее показательным. В реестре компания значилась как специализирующаяся на производстве электронных компонентов для двигателей. Однако на деле она отправляла те самые посылки в Грузию. За эти годы компания неоднократно меняла свое местоположение и названия. Вот и сейчас компанию с названием «Stn expres georgia paqueteria» невозможно встретить ни в одном справочнике. Нет у нее и своего сайта — лишь две странички в Facebook с периодически обновляемым адресом в Барселоне и телефонным номером, по которому можно связаться с мадридским офисом.
Как писала испанская пресса, в одном из этих «почтовых отделений» в ходе последней облавы был настигнут и главный казначей банды. В то же время некоторые СМИ таковым назвали Катерину Меркову, которая якобы на время заключения мужа занималась распределением европейского «общака». На самом деле это не так. Меркова сама получала оттуда помощь в виде 6 тыс. евро ежемесячно, чтобы хоть как-то «сводить концы с концами». А предположение о ее причастности к кассе «общака», вероятно, было вызвано тем, что когда-то она владела половиной доли в Lurtalia.
Кстати, Меркова оказалась настоящей «боевой подругой» «законника», и это задержание для нее уж не первое. В 2010 году ее вместе с Кахой задерживали и в ходе другой крупномасштабной общеевропейской операции под кодовым названием «Java». Она проходила в Испании, Австрии, Германии, Италии, Франции и Швейцарии, где всего были задержаны более 80 человек. Меркову тогда обвиняли в пособничестве преступлениям мужа. Она же говорила, что даже отцом ее детей является совершенно другой человек — некто Георгий Надирадзе. В итоге женщину освободили под залог в 20 тыс. евро. Кахе Руставскому же светило по полной.
«Смотрящий» по Европе
Дело в том, что, как стало известно «Преступной России» из материалов дела, испанские правоохранители следили за Кахабером Шушанашвили еще с 2005 года. Уже тогда в оперативной сводке он назывался лидером ОПГ, который действовал в интересах старшего брата, находящегося в Греции. Их вес стал увеличиваться после задержания в 2006 году на тот момент главного «смотрящего» по Европе — Захария Калашова (Шакро Молодой).
Все это время силовики кропотливо собирали материал о структуре банды, ее финансовых потоках, о том, каким образом пополняется «общак» и как распределяются его средства. Например, стало известно, что личная «почтовая служба» мафии служила им и банком, который отправлял деньги прямо в коробках. По данным испанской стороны, они уходили в Грузию и Россию, где ими уже распоряжался Калашов.
Также было установлено, что члены ОПГ пользовались поддельными документами, в которых они указывались с чужими именами и национальностями, никогда не регистрировали на себя автомобили. И вообще старались не привлекать к себе внимания и вели себя предельно осторожно. Вновь прибывших участников группировки мафия обеспечивала видом на жительство, заключая с ними трудовой договор через свои подставные фирмы.
Долгое время силовики смотрели на это сквозь пальцы, но когда начали появляться трупы, Шушанашвили наконец был задержан. В марте 2010 года во французском Марселе был убит «вор в законе» Владимир Джанашия по кличке «Ладо». Его тело с семью огнестрельными ранениями было доставлено в одну из марсельских больниц, но, несмотря на оказанную помощь, «законник» скончался.
Как посчитали испанские следователи, сделано это было по приказу Шушанашвили. Причем реализовать задуманное киллеры смогли лишь с третьей попытки. Первоначально посланники «законника» прибыли за Ладо в Ниццу в начале 2010 года. Однако по наводке испанских полицейских их тогда задержали французские силовики. Спустя месяц киллер ворвался в коттедж Джанашия и открыл огонь из автомата, однако Ладо сумел убежать на второй этаж дома и выпрыгнул оттуда в окно. Чудом избежав смерти, Джанашия перебрался в пригород Марселя, где под чужими данными снял себе дом. Он практически не покидал своего убежища, однако, несмотря на все меры предосторожности, наемному убийце удалось его выследить и убить.
Полицейские тогда же планировали задержать и Лашу Шушанашвили, однако ему удалось скрыться. Он был задержан позже, в январе 2012 года в Греции с поддельным паспортом на основании европейского ордера на арест, выданного Испанией. Мадрид обвинял Шушанашвили в руководстве преступной группировкой, отмывании денег и покушении на убийство в 2009 году. Но экстрадирован в Испанию Лаша так и не был. В Греции же его приговорили к 14 годам заключения, правда, проходило оно в уютной квартире на территории тюрьмы с личным поваром и прекрасно налаженной связью с внешним миром. Летом 2015 года появилась информация о том, что Лашу Руставского уже видели в Москве.
Ладо считался соратником грузинского авторитетного «вора в законе» Мераба Джангвеладзе (Мераба Сухумского), который, в свою очередь, является ближайшим соратником другого влиятельного «вора» — Тариэла Ониани (Таро). А с ними у «руставского» клана братьев Шушанашвили давние счеты. Джангвеладзе, к слову, тоже вынесли «смертный приговор», но он был удачливей Ладо.
После осуждения в Испании Шакро Молодого, «патриарх» преступного мира Дед Хасан поставил управлять своей бизнес-империей в Европе Лашу Руставского, сделав его смотрящим от своего клана. Ониани, который сам до этого долгое время проживал в Испании, такой расклад абсолютно не понравился. Все это в итоге вылилось в затяжную войну криминальных кланов Деда Хасана и Таро. Причем братья Шушанашвили выступали со стороны Деда Хасана руководителями его боевого крыла. В 2008 году Дед Хасан, Лаша Руставский и Вячеслав Иваньков (Япончик) провели в московском казино «Кристалл» крупную «воровскую сходку», на которой поставили под сомнение «воровской» статус Ониани и его сторонников.
В октябре 2009 года на Япончика было совершено покушение, в результате которого он спустя некоторое время умер в больнице. Представители клана Деда Хасана обвинили в этом Таро и посчитали, что непосредственно организацией преступления мог заниматься его ближайший сподвижник Мераб Сухумский, которому в этом помогал Ладо.
Виртуозы своего дела
Однако арест Шушанашвили не сильно повлиял на активность «грузинской мафии» в Испании. Его дело на воле продолжил ближайший сподвижник Звиад Дарсадзе. 44-летний кутаисский «законник» официально числился в Испании разнорабочим в компании по оптовой продаже овощей и фруктов с окладом в 300 евро. При этом он передвигался на дорогих автомобилях и нередко устраивал шикарные банкеты в местных ресторанах.
Более того, при нем преступность вышла на новый уровень и тревогу забили даже зарубежные (не испанские) СМИ. По сообщению Deutsche Welle, грузинские воры совершают до 60% всех квартирных краж в Мадриде. Банда также действовала в Валенсии и на территории автономных сообществ Страна Басков и Мурсия. Система «работы» была четко отлажена. В МВД Испании отметили, что грузинские домушники приезжали в Испанию на срок действия туристической визы — 3 месяца, после чего сменялись другой группой. И даже в случае поимки воров их отпускали на свободу до суда, который мог состояться как минимум через год.
Как правило, отпущенные продолжали еще какое-то время совершать кражи, а затем исчезали. Правда, их поимки происходили не часто — грузинские воры считаются виртуозами своего дела — они не оставляют следов и всегда действуют быстро.
Наконец, в 2015 году в ходе спецоперации (Aikon) Дарсадзе был задержан вместе с еще 35 членами грузинской ОПГ. У арестованных были изъяты драгоценности, 100 тыс. евро наличными, пистолет и различные инструменты для взлома. В том же году Высоким судом Испании Дарсадзе был приговорен к 7 годам заключения.
Тем временем расследование в отношении Шушанашвили продолжалось ни шатко ни валко, пока не стали появляться новые трупы. И на этот раз это уже были не враги «законника», а члены его банды. 4 февраля 2016 года в одном из домов в городе Терраса были убиты два человека, одним из которых оказался 47-летний Гела Гаришвили (по другим данным, Даришвили). Он являлся телохранителем Кахи Руставского и принимал участие в первой неудачной попытке устранения Ладо. Его так же, как и многих членов банды, задержали в 2010 году в ходе операции «Java», однако затем он был отпущен на свободу в ожидании суда.
Весной 2016 года Кахабер Шушанашвили был осужден за покушение на убийство, отмывание денег, фальсификацию документов, незаконное владение оружием, подделку банковских карт и неоднократные попытки мошенничества.
Официально правоохранители объяснили, что наконец дело об организованной преступности и отмывании денег нашли общие точки соприкосновения с расследованием убийств. Хотя, скорее всего, следователи просто решили не дожидаться, пока будут уничтожены все ненужные свидетели «законника».
Помимо реального срока для главаря «грузинской мафии», в ходе расследования, начиная с 2010 года, были задержаны порядка 80 членов банды. Кроме того, было изъято имущество на сумму 24 млн. евро, в том числе торговый центр, гостиница, тридцать домов, гаражи и коммерческие помещения, большинство из которых находились в городах Каталонии.
Преемник смотрящего
А тем временем никакого «обезглавления» ОПГ Шушанашвили не произошло. Эстафету от Дарсадзе принял другой «вор в законе» — Спартак Джапаридзе (Спартак).
В последний раз силовики видели его в мае 2016 года, во время очередной операции (Aikon II), когда они умудрились так бездарно его упустить. В одном из районов Мадрида сотрудники выявили одну из баз мафиози и уже намеревались штурмовать жилище, как вдруг из двери к ним вышел худощавый человек в очках. Несмотря на то, что он вышел из той двери, в которую они уже собирались ворваться, правоохранители и подумать не могли, что это именно тот, кого они ищут. На всякий случай офицер полиции попросил мужчину предъявить документы. Тот вручил ему паспорт гражданина Израиля на имя Владимира Штейнберга, и полицейский хоть и с не доверием, но вынужден был его отпустить. И тем не менее сомнения все еще одолевали офицера, и он запросил фото разыскиваемого. Только когда неприметный мужчина с израильским паспортом скрылся на улице, пришло подтверждение — у них в руках был Спартак Джапаридзе.
Судя по тому, что о его задержании ничего не говорится, вероятно, он останется на свободе и продолжит править бандой, а значит, дело «грузинской мафии» продолжает жить.
И несмотря на строгое антимафиозное законодательство, могла ли что-то фундаментально изменить испанская правоохранительная система, даже если бы схватила очередного главаря банды? На его место пришел бы очередной «вор в законе», коих среди грузин великое множество.
Испания среди многих других европейских стран попала в эту круговерть, когда борьба с подконтрольными российским «ворам в законе» ОПГ практически ни к чему не приводит. Меняются поколения «законников», а суть остается прежней. Вспомним Калашова, Ониани, ранее яркого представителя «Малышевской» и «Тамбовской» ОПГ, авторитета Геннадия Петрова, да и самого Александра Малышева — все они прошли через испанские суды. Как говорил Калашов, «Испания нравится, поскольку своей природой напоминает Грузию». Так что с этой гидрой, у которой вырастают все новые и новые головы, испанцам в одиночку, похоже, не справиться.