Танкеры возят убытки
Крупнейшая судоходная госкомпания РФ «Совкомфлот» закончила 2017 год с убытком в $113 млн. Ухудшение финансовых результатов связывается с падением ставок фрахта на фоне сокращения добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+, рост операционной прибыли группа показала только в шельфовом и газовом дивизионах. Это опять ставит под сомнение идею приватизации госкомпании: как замечают аналитики, максимум рентабельности танкерные компании показывали в 2015 году, теперь их результаты значительно хуже.
Чистый убыток ПАО «Совкомфлот» по МСФО в 2017 году составил $113 млн против прибыли в $206,8 млн руб. годом ранее, сообщила судоходная компания 19 марта. Выручка ПАО выросла на 3,4%, до $1,4 млрд, EBITDA упала на 21,4%, до $544,9 млн. Общий долг компании — 226,8 млрд руб.
Ухудшение показателей «Совкомфлот» связывает с «беспрецедентно низкой конъюнктурой танкерного рынка» — падением фрахтовых ставок до минимумов 1992 и 2011 годов, эффектом сокращения добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+, а также ценами на фьючерсные контракты. При этом, как замечает компания, ее доходы в тайм-чартерном эквиваленте «снизились лишь на 7,4%», до $1,06 млрд, что «подтверждает устойчивость индустриальной бизнес-модели».
О неблагоприятной конъюнктуре и падении ставок фрахта свидетельствуют и отчеты экспертов. Как сообщала в марте MSI, спотовые рынки в ряде регионов в глубокой депрессии: доходность танкеров VLCC на споте на маршруте Ближний Восток—Китай в феврале упала с $10,2 тыс. до $6,3 тыс. в сутки — минимума с мая 2014 года, а в первую неделю марта — до $4,7 тыс. Запасы нефти в танкерах VLCC и Suezmax, по данным Reuters, с пиков в начале июля 2017 года к февралю упали на 60 млн баррелей, что эквивалентно 30 VLCC. На конец 2017 года, по данным ОПЕК, запасы нефти в танкерах стран ОЭСР составляли 997 млн баррелей из 4,42 млрд баррелей общих запасов (22,6%). При этом за четвертый квартал запасы в танкерах упали на 120 млн баррелей — эквивалент одного Suezmax в сутки. Высвободившееся судно возвращается в рынок, увеличивая предложение и снижая ставки. По сегменту Aframax, в котором в основном работает «Совкомфлот», спотовые ставки в марте, по данным Clarksons Platou, колеблются в районе $9,3–9,4 тыс. в сутки (в 2017 году — $18,9 тыс., в 2016 году — $31,2 тыс.). Падение ставок к 2017 году составляет 50% и около 70% к 2016-му соответственно. По данным биржи Baltic Exchange, тайм-чартерный эквивалент для Aframax из Черного моря в Средиземное составляет на 16 марта $4,7 тыс. MSI ожидает улучшения к маю, но предупреждает, что для восстановления спроса нужно дальнейшее сокращение запасов.
При этом гендиректор «Совкомфлота» Сергей Франк заявил, что растущий сегмент индустриальных проектов обеспечил рост операционной прибыли. По его словам, доля доходов от индустриального сегмента — 51% в доходной базе, благодаря чему компания получила по итогам года операционную прибыль. Но она распределена неравномерно. В шельфовом дивизионе (16 арктических челночных танкеров и девять судов снабжения) она выросла за год на 28,5%, до 10,4 млрд руб., в газовом сегменте (перевозки СПГ и СУГ девятью газовозами) незначительно выросла до 5,5 млрд руб. В перевозках нефти (59 танкеров) за год операционная прибыль упала в 16 раз, до 659 млн руб., а перевозки нефтепродуктов (40 танкеров) и дивизион балкеров и сейсмических судов (четыре судна) показали убыток в 590 млн руб. и 1,2 млрд руб. соответственно против прибыли в 3,4 млрд руб. и 2,4 млрд руб. годом ранее.
Денис Ворчик из «Уралсиба» отмечает, что на рынке сохраняется избыток предложения мощностей, кроме того, рентабельность танкерных компаний снижается из-за роста расходов на бункеровку. Котировки акций мировых компаний намного ниже максимумов 2015 года, замечает аналитик. Бизнес «Совкомфлота» диверсифицирован, существенную часть выручки составляют поступления от индустриальных проектов в рамках долгосрочных контрактов, говорит он, но ухудшение конъюнктуры фрахтового рынка не может не влиять на показатели.
Господин Ворчик добавляет, что с 2012 года обсуждается приватизация «Совкомфлота», но она традиционно откладывается. Ранее разговоры о приватизации сопровождались ремаркой, что «сейчас не лучшее время», но потом выяснилось, что как раз в 2015 году «окно возможностей» и было открыто, говорит он, и рентабельность, и прибыли танкерных компаний тогда были на максимуме. Сейчас помимо ухудшения показателей и высокой долговой нагрузки размещению акций на международных биржах не способствует политическая напряженность, заключает Денис Ворчик.