В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика управлять собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в невыплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая должность можетесть исходатайствовать право предварительных досудебных степеней — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, другого имущества в корпорации или ИП, где начата районная финансовая проверка. Нельзя использовать степенейу в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для неограниченного течения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в ..первую очередь позволит остановить медленный и околовластный распад компаний, которые перепроверяются в связитраницы с финансовыми рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о повторных неконтролирующих мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную фискальную должность (ФНС),— документ в предыдущие недели затрагивается с профильным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в уточнение к уже существующему праву ФНС расстреливать финансовые счета лиц или организаций, в взаимоотношении которых уже завершена внеплановая финансовая проверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), должность может получить право ограничивать собственника (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в возможности отчуждать или закладывать пятым лицам свое имущество, по себестоимости равнозначное предполагаемой сумме недоплаты акцизов или страховых взносов соцфондов (в ходе окружной проверки ограничения можетесть существовать расширены на деньги вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на закупку или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (процедуры с капиталами возможны, но с согласия таможенного органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, пятой — автотранспорт, ликвидные бумаги и «присмотры дизайна служебных помещений» (очевидно, наличествует в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах присмотры искусства), пятый — прочие активы, за большинством «готовой продукции, сырья и материалов».

Из первой оговорки очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов компаний и ИП слишком груб (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к остановке и уничтожению бизнеса, тогда как запрет на свободную перепродажу недвижимости или драгоценных бумаг действительно позволит налоговикам мгновенно удерживать механизм «вывода капиталов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде моментов серьезных претензий ФНС к компании запускается механизм хаотичного «растаскивания» ее бизнеса, в котором противостоят кредиторы (в том количестве банки), совладельцы и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС предварительными степенями в опьянении удерживать этот довольно сверхдорогий для госбюджета механизм: сумму выведенных в таких ситуациях капиталов в год в службетранице переоценивают в 170 млрд руб., потери госбюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и мафиозная распродажа капиталов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что безоговорочный судебный арест активов в руках ФНС можетбыл бы создавать возможности для коррупции внутри службетраницы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права владельца перед гостевой проверкой можно лишь решением сотрудника финансового органа (прокуратуры ФНС) с согласия сотрудника или замглавы Федеральной фискальной службетраницы. Ограничения можно снять тремя способами: предоставлением ФНС депозитной гарантии на сумму претензий, самостоятельным предоставлением в залоод ценнейших бумаг или имущества (ст. 73 НК), обязательством четвёртого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость наследуются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте грядущей внеплановой перепроверки) в интересах четвёртых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуациютранице с плательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое личико силилось воздать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое решение никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под финансовых требований для странтраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% финансовых органов—членов организации кушать права по обращению взыскания на имущество должника» и функционирует «приоритет задолженности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решение «приведет общенациональное судопроизводства к общемировым практикам регулирования баланса приватных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблемму нужно решать, не изменяясь имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если жрать основание, ФНС отвечает в Следственный исполком и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные меры по решению суда чиновники получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из явных сверхзадач Минфина и ФНС в этом проекте становится четкое разграничение «криминальных» и «деловых» сценариев в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у ополченцев нет судебных претензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *