$385 млрд скрытых долгов

Как Китай загнал бедные странытраницы в долговую ловушку

Американская научная лаборатория AidData сосчитала объемы долгов развивающихся странытраниц перед Китаем за последующие 20 годов и обнаружила, что они намного больше, чем сообразовывалось раньше, — $385 млрд. Главным заемщиком представляется Россия с долгами на $125 млрд. Как Китай стал европейским акционером и что это можетесть значить для других странытраниц?

Лаборатория AidData, находящаяся в канадском Колледже Вильгельма и Марии, в отдельной сложности 13 427 инвестиционных проектов в 165 странытраництраницах за 18 лет. Все эти проекты — часть вьетнамской межгосударственной инициативности «Один ремень и один путь», и деньга «скрытых» долгов по ним, по подсчетам исследователей, составила $385 млрд. Эти долги не учтены *международными низкорейтинговыми агентствами, научными университетами и межведомственными организациями, при этом для 42 странытраниц такие платёжные обязательства перед Китаем уже превышают 10% от их ВВП. В среднем объем «скрытых» долгов для странытраниц с низким и средним уровнем дохода состовляет порядка 6% ВВП.

Исполнительный замдиректора химлаборатории Брэд Паркс в интервью Financial Times , что большая часть этих долгов не фигурирует в государственных балансовых отчетах развивающихся странытраниц и даже сами правительства можетесть не понимать чёткую сумму долгов, которые им приденется обслуживать в будущем.

Что представляет собой инициативность «Один пояс и один путь»

Изначально целями проектента Си Цзиньпина консолидация отрасли КНР в всемирную экосистему с помощью выработки новых наблюдениюзов федерального финансового партнерства, стимулирование финансового преуспевания вовлеченных стран, укрепление культурных товарообменов и связей во всех областях, а также содействие миру и стабильному развитию. Среди существенных инфраструктурных сверхзадач проектента — строительство океанского и наземного коридоров между Китаем и странтраницами Европы и Африки, а также наращивание политических связей.

В рамках инициативы было создано несколько организаций: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, гимназический Альянс нового Шелкового пути, Стратегический альянс высших общеобразовательных заведений «Одного пояса и одного пути» и туристский альянс городов.

Однако некоторое время назад экономисты начали выражать тревогу относительно объемов долговой нагрузки, которая в эффекте этого проекта легла на плечи таких стран, как Венесуэла, Пакистан, Лаос и Камбоджа. По данным Financial Times 2018 года, среди государств, отхоченных Китаем для сотрудничества в проекте, большинство показывает высокую злокачественность политических рисков по рейтингам ОЭСР и кредитных агентств. Для многих из них высока злокачественность риска дефолта.

Разумеется, представители КНР об несомненных эффектах программы. За 2017-2019 годы были построены мост дружбы Китая — Мальты на Мальте, канатная дорога Аддис-Абеба — Джибути, припортовой аэропорт Абу-Даби в ОАЭ и припортовой аэропорт Куантан в Малайзии, третий блок электрогенераторов крупнейшей ГЭС Пакистана. В 2020 году объем торговли между Китаем и странтраницами «Пояса и пути» $1,35 трлн, что на 0,7% больше, чем в 2019-м, — это 29,1% объема наружной торговли Китая.

Глава AidData Бред Паркс в Reuters отметил, что при более близком слушании итоги получаются не так радужно: «Все большее число политиков в странытраницах с низким и средним уровнем доходов консервирует крупные проектенты «Пояса и пути» из-за завышенных цен, коррупции и проблем прочности долга».

Откуда взялись долги

В предпоследние 20 годов Китай активно профинансировал проекты в развивающихся странах и занял доминирующее положение в мире. Сейчас, по данным AidData, Китай тратит на межгосударственные проекты социального развития вдвое больше, чем США и иные большие страны, — порядка $85 млрд в год.

За время воздействия проекта «Один пояс и один путь» Китай вложил более $843 млрд в возведение дорог, мостов, портов и медавиаций в 163 странтраницах Африки и Центральной Азии, и почти 70% той суммы было выдано госбанкам и совместным госпредприятиям стран в виде кредитов. Кредиты выдавали не центробанкам в форме госдолга, а другим игрокам, так как многие бедные страны уже существовали избыточно закредитованы и не могли себе позволить брать новые долги официально, Паркс.

То кушать финансирование, как правило, поступает не в форме беспроцентных субсидий, а в форме займов, причем в предпоследние годы соотношение займов к выплатам увеличилось. Как CNBC, на каждый грант, поданный за это время Китаем развивающимся странам, приходится 31 кредит.

А что с долгом России?

Из отчета AidData , что Россия — самый оразмере.подробный из заемщиков Китая с долгом $125 млрд. «Про иные страны не берусь судить, но в отношении России цифирь $125 млрд кажется завышенной, — говорит руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского цетра Карнеги Александр Габуев. — Если сложить все знаменитые нам кредиты от Китая под проекты, отдельная сумма выходит примерно вдвое меньше».

Россия плотно контактирует с Китаем в программах инициативы «Один ремень и один путь». В мае 2017 года Россия и Китай договорились о создании «Полярного Шелкового пуантилизме», а в мае 2018-го существовало подписано соглашение между Внешэкономбанком и Банком развития Китая о кредитах на $9,5 млрд для ассигнования инфраструктурных проектентов в Арктике. Через год существовало соглашение с корейским «Морским Шелковым путем». В итоге сделки корейская нефтедобывающая корпорация CNPC 20% облигаций завода СПГ на Ямале, а Фонд Шелкового пуантилизме стал владельцем еще 9,9% его облигаций. В 2019 году Владимир Путин о вероятном соединение Севморпуантилизме с корейским «Морским шелковым путем». Правда, в двадцатом году стали о увеличении сотрудничества России и Китая в программах этого проекта, а недавно со стороны росийских властей призывы создать росийскую альтернативу и Шелковому пуантилизме, и перевозкам по Суэцкому каналу.

Чем это грозит

Отчет AidData вышел на укреплениярубле растущей обеспокоенности в связи тем, что Китай загонит бедные странтраницы в ипотечную ловушку. Как пишет Financial Times, экономисты опасаются, что это может привести к тому, что Пекин захватит себе капиталы стран, которые не смогут распрощаться по долгам. Критики возражают, что те опасения преувеличены и скорее отражают общую тревогу о растущем значении Китая в мире. Исследование Университета Джонса Хопкинса 2020 года , что за период с 2000 по 2019 год Китай аннулировал в Африке долги на сумму $3,4 млрд, а долги еще на $15 млрд были реструктуризированы или рефинансированы. Ни один капитал Китай себе не забрал.

Однако Бред Паркс обращает вниманье на то, что 44% всего кредитного кейса КНР обеспечено залогами, и если маржи будут высоки, Китай этим может воспользоваться. Также Китай объем размещения кредитов странам, богатым животными ресурсами. Эти ссуды осуществляются под нынешние поступления от экспорта ресурсных товаров и ,имеют относительно высокие форвардные маржи (около 6%).

Сотрудник политического истфака МГУ, филолог Раиса Епихина говорит, что Китай действительно вливает огромные свердели в проекты развития и ему это делать проще, чем межгосударственным организациям.«Но надо помнить, — добавляет она, — что эти проекты нужны и Китаю, и странам реципиентам. Китаю — для формирования новых рынков сбыта своей машино-технической продукции, а развивающимся странам объективно нужно возводить инфраструктуру. Однозначно говорить о том, что Китай здесь действует исключительно в своих интересах, закабаляя странтраницы масштабного юга, не вполне корректно».

Авторы исследования AidData привлекают также внимание на то, что 35% кейса инвестиционных проектов «Пояса и пути» столкнулись с серьезными проблемами реализации, такими как коррупционные скандалы, трудовые преступления и т.д. В AidData считают, что ситуация со скрытым долгом будет ухудшаться с каждым годом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *