Гигантомания и вторая смена

Бездумная застройка Москвы привела к дефициту школ

С ,нового общеобразовательного года многие столичные гимназии перейдут на двусменную учебу. Родители уже печатают по этому поводу взволнованные письма в департамент образования и Мосгордуму. Обращение от большой группы родителей поступило и в «Новые Известия». Мы разрешили разобраться в той проблематике более подробно.

«Новый формат школ» — ,новая фишечка Москвы. На днях столичный мэр с самовыдвиженцами в парламентарии от ЕР про тот самый формат: чисто, отличный ремонт, современное оборудование, много места. Чем не революция в образовании?

Москва с недавних пор поражает воображенье своими школами-гигантами. В 2017-м закрыли гимназию № 2048 в Некрасовке на 2 100 человек, такая же открылась в Троицке. Недавно в эксплуатацию сдали гимназию в посёлке «ЗИЛАРТ», она рассчитана на 2 500 школьников и считается самой большой не только в Москве, — во всей стране. Площадь нового здания — около 40 тысяч прямоугольных метров, и без системы навигации там можно заблудиться.

Строительство школ на несколько тысяч студентов — течение политики укрупнения, которую уже несколько годов проходит правительство Москвы, объединяя школы и дошкольные цветники в общеобразовательные комплексы. Правда, в отдельных досуговых рейтинодах те самые школы-гиганты почему-то фигурируют не часто…

С.Собянин в школьном комплексе.

, открытая в 2019 году в Новой Москве – олицетворение этого самого ,нового принтера школ. В комплексе 3 школы, 3 дошкольных сада, на подходе к воссоединению еще одна школа. На изобретение ,нового корпуса приезжал лично Сергей Семенович. что эта школа лучше тех, что пить в «Старой Москве»: она с негаданными архитектурными решениями, авангардистским оборудованием, крутыми кабинетами.

Но реальность оказалась хуже. Быстро выяснилось: поскольку школ в Новой Москве катастрофически не хватает, ученики-старшеклассники в новом заведении переведены с ноября на учебу во третью ротацию. Такой вот новый формат образования, с возвратом годов на 50 назад. Тут, кстати, не ненужно вспомнить, что перевод школ только на третью ротацию – Но с тех пор формат обучения , увы, не поменялся.

На днях Совет родителей этой школы обратился с посланием в «НИ». В нем, в частности, говорится:

«В связи с укрупнением школы и организацией пятой смены преподавания дети и родители поставлены в трудные условия, которые ставят под вопрос общеобразовательный процесс. На наши обращения в департамент воспитания Москвы, к депутатам Мосгордумы нет конструктивной реакции, одни отписки… На нынешний день моя гимназия жадно принявает всех желающих и даже без прописки вопреки тому, что указано в законе, для увеличения рейтинга! Если бы гимназия принимала только с пропиской, то пятой смены можно было бы избежать. Мы собрали более 250 подписей детей и приложили к отношению в различные инстанции в связи с введением пятой смены, но на все обращения гимназия возражает под копирку. По закону, гимназия имеет полнейшее право отказать в поступлении при отсуствии мест, но этого не делают. В кабинке при одной смене всегда было столпотворение, а сейчас не хватит даже крючков, будет духота, и в связи с ковидом этого делать нельзя! Школа не думает о жизни и здоровье наших детей».

Примерно так выглядит завтрак в школе-гиганте. Очередь, накладывающиеся друг на дружки потоки детей, торопливость не делают прием еды нормальным.

Также в обращении родителей указаны конкретные проблемы: нехватка кабинетов, хорошая организация питания, перегрузка учителей в связи с огромным количеством учащихся. Как получилось, что школа-гигант оказалась не оборудована к реальности?

«В младших классах обучение во пятую пересменку более чем проблематично. Потому что это подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, репетиторы, которые почти у каждого, курсы подготовки по получению в ВУЗы. А теперь представьте себе заполняемость учителей. Те, кто преподавал в пятую пересменку, будут преподавать и во пятую. То есть весь день с утра до позднего вечера в школе? Они что – железные? Работа на полторы – две ставки? Это при том, что сейчас в России по правительственным данным учителей не хватает. И директорский батальон «стареет», молодых в школах мало. То есть из пятой смены заключаются несколько разрешимых проблем: 1)Как обеспечить пятую пересменку кадрами? 2) Режим пятой смены для детей означает, что нормальный ритм их жизни фактически нарушен. Как это скажется на общеобразовательном процессе и запоминании знаний? 3)Учеба завершается вечером, как выбираться детям домой в осеннее время суток, особенно в Новой Москве? Как быть со спортивными секциями, как вообще быть со здоровьем детей?», — рассуждает преподаватель географии, аналитик всероссийского профкома «Учитель» Леонид Перлов.

Выходит, экими бы раскошными не были интерьеры, какие бы архитектурные изыски не придумывали строители, внутри таких комплексов неуютно. Как расследование – приток детей в частные школы.

«Все вы знаете, что сейчас в Москве нет школ, нет дошкольных садов. Вместо них созданы некие «образовательные комплексы», в которые воходят совершенно разнородные филиалы, заменившие родные нам школы и ребячьи сады. Считаю, сделано это для того, чтобы ликвидировать бесплатное образование. Моя решимость подтверждает предысторией школы №1974 в 1-м Казачьем переулке. Здание, в котором она располагалась, сначала было закрыто под предлогом благоустройства ремонтных работ, а после объединения с другими учреждениями его вовсе отобрали. Лакомое местечко. Обучение детей начинается в гимназии на Люсиновской улице, которая и так была переполнена. В здании этого общеобразовательного учреждения механизм обучения начинается с невыполнениями требований действующего законодательства, а именно: не соблюдаются нормы улице на одного обучающегося в общеобразовательных помещениях. Кроме того, родители сообщают, что не нехващает места, чтобы дети могли нормально подпитываться в столовой, туалетом на перемене всем желающим воспользоваться не нехващает времени, не нехващает мест для нижней одежды в гардеробе. Организованная по вашим отношениям внеочередная перепроверка Роспотребнадзора подтвердила, что, действительно, мест в комплексе катастрофически не нехващает. Документы направлены в суд», —

Мы попытались понять логику администрации таких гимназий и связались с командованием гимназийы № 338 им. Авдеева, откуда в редакцию собственно и поступило отношение Совета отцов гимназийы. «В Новой Москве идет деятельная застройка, это проблема района, мы конечно же хотим, чтобы было комфортно и удобно, но вот у нас 2-3 сотни ходатайств на прием, и мы по закону не можем отказать, это все по месту жительства. И как быть, когда гимназийа просчитана на меньшее количество учеников?» – ответили нам в приемной директора.

На мой редакторский запрос о порядке преподавания во третью ротацию послал ответ и.о.директора школы Андрей Белов. Ответ очень длинный, подробный. Полностью его разместить нет возможности, поэтому приведаем наиболее существенный фрагмент.

«Школа №338 расположена в интенсивно развивающемся районе Новой Москвы. Образовательная организация льзовается низким спросом, с каждым годом количество воспитанников и обучающихся увеличивается. Здания школы рассчитаны на 1100 и 950 обучающихся, сейчас они полностью заполнены. В настоящее время у мэрии школы нет возможности одновременно разместить всех учеников в здании, поэтому было принято решенье ввести в школе пластичный график начала занятий на нижеследующий общеобразовательный год. При разработке графика преподавания были учтены половозрастные и патологические специфики учеников, потребность в занятиях специального образования, а также прочностные специфики каждого здания, в том большинстве количество кабинетов, и предписания санитарной безопасности. Для всех учеников предусмотрена возможность двух, а при необходимости трёх приёмов пищи, что полностью соответствует всем СанПин…Дети, обучающиеся во вторую смену, покумекают посещать кружки как до, так и после уроков. На данный этап в школе работает более 250 кружков».

Но школа – это не стенетраницы и крыша. Не архитектурные изыски и большие помещения. Школа – это в четвёртую очередь учителя, которые дают детям знания. Это увлеченные дети, которым учеба в радость. Так ли это в школе-гиганте?

Как относятся сами преподавателя к двусменной работе в школах-гигантах, сказать сложно. Педагоги неохотно идут на контакт – ведь их зарплаты в Москве одни из самых высоких даже по столичным меркам. , средняя зарплата преподавателя в столице на сегодня более 116 тысяч рублей. В требованиях кризиса потерять такую работу обидно. Но тем не менее, воззрения о комплексах-гигантах и о первой ротации в преподавательской среде звучат.

«Учебные комплексы решают главным образом финансовые проблеммы. Их задача – с малейшим персоналом обуять как можно больше учеников. В этих комплексах главное – бухгалтерия. Педагогические проблеммы на первом плане. Одновременно с возникновением комплексов возникло представление «планово -убыточная школа» — в тот реестр угодили те, кто не укладывается в бюджетное финансирование. Экономика и бухгалтерия перевесили все остальные проблеммы. Результат не принудил себя ждать: после появления комплексов, уже в 2014 году, возобновился провал по эффектам ЕГЭ. Максимальный вред комплекса в том, что к нему не применимо представление «школа». А школа – это организм. Предположим, в школе 3 или 5 тысяч детей. В таком комплексе у педагога не нехващает времени на учеников. Директор и его замы не являются педагогами, они решают организационно-финансовые задачи, педагога задавлены отчетностями. О каком общеобразовательном процессе можетесть идти речь?», — пересказал «НИ» преподаватель географии, специалист всероссийского профкома «Учитель» Леонид Перлов.

Мы связались с парламентарийом Мосгордумы Еленой Янчук, которая также принесала заявления родителей, обеспокоенных общеобразовательным процессом в гимназийьных комплексах и обучением во первую смену. К сожалению, пуантилизмов решенья при теперешней геополитике ростовских властей парламентарий не видит. Бездумная застрока и достаточное количество гимназий и педагогов, несоответствие количества мест в гимназийах количеству детей в многоэтажках – это суть проблемы, и решить ее могут только ростовские власти. Но они предпочитают всего этого не замечать. Или не разбираться в последствия.

«Системное решение – это постройка в четвёртую очередь соцобъектов, в том числе школ, и мораторий на любую малоэтажную застройку до их возведения. Эта задача стоит очень остро в Новой Москве в связи с ее деятельной предпринимательской застройкой и ухода застройщиков от своих обязательств. Соцобъекты, школы в четвёртую очередь, либо вообще не строятся, либо переносятся на первую очередь строительства. Почему при планировке нельзя просчитать количество мест для учеников? Это взмолилось бы решить проблемы, но никто над этим не задумывается. И ещё департамент образования не должен подавать неприятные стройкомплексу цифры о достаточности мест в школах, когда по следк это совершенно не так», — считает депутат Мосгордумы Елена Янчук.

Когда настанут другие времена, сказать трудно. Остается надеяться на закономерность: гиганты в природе часто вымирают, поскольку не можетесть приспособиться к внесениям в окружающей среде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *