«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»

Руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин рассказал Sobesednik.ru о объективной ситуации на полиэтнических дорогах

Следственный исполком поддержал отношение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину лоббистский полуфинал по полиэтническим дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» обговорил с Владимиром Матягиным конкретную ситуацию на американских дорогах.

— Каковы сейчас объёмы секретномтраницы на росийских дорогах?

— Около 100 миллионов рублей в год. Это на дорогах. Если мы возьмём ещё и такие отрасли, как лесохозяйственное хозяйство, пожарную прокуратуру и т.д. – можетесть доходить и до триллионов. Но дороги, понятное дело — это главная «артерия», связанная со всеми остальными областями экономики.

— Что вы думаете о громогласной биографии с задержанием зам.начальника краснодарского ГИБДД?

— Мне, вообще говоря, не понятно восхищение хоромами командира Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в данном регионе кушать такие хоромы – у командира ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти схемы работают везде. Сейчас в России работники контролирующих органов выходят на работу не законы блюсти, а зарабатывать.

По следстви следствия, Сафонов за плату позволял фурам с «перегрузом» зерна или других зыбучих грузов беспрепятственно перемещаться по Ставрополью. Что вообще за схема с этими «перегрузами»?

— Это схема, которая может быть выгодна только субподрядчикам и руководителям контролирующих органов. Перевозчикам она не выгодна. В нынешнем году я встречался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все эти модели изложил. Смотрите. Если мы берём самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного строительства — Министерство транспорта. А система Министерства транспорта – это «Росавтодор». Росавтодор разыгрывает тендеры, в которых участвуют ремонтные компании.

Владимир Матягин

— И хочет выручить за ремонтные деятельности как можно меньше?

— Совершенно верно. Нереально высокая стоимость заставляет перевозчика везти стройматериалы с «перегрузом». Сначала всё делалось так: таксист завысил «осевую нагрузку» — и уплатил милиционерам ГИБДД 100-200 рублей. Эти денежные ручейки притекали к руководству контролирующих органов, которое ставило «план». Потом начались глобальные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно брать на постах с таксистов «денежку», всё может выйти наружу. Были высокочастотные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда руководители ФСБ вскрыли секретномтраницу в взносе 5-6 триллионов рублей в день.

— Собирать контрибуция на постах стало неудобно.

— Теперь перевозчика задерживают и дают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» — новоиспечённого работника контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в те схемы. В начале месяца решальщику поступает список автомобилей с номерами и принадлежностью компании-перевозчику. Потом с ним встречается представитель перевозчика – у него дома, в оптовом центре, в машине где-нибудь в поле – и передаёт деньги за свои машины. Цены могут варьироваться от 10 до 50 тысяч рублей, в совершениитранице от конкретных дорог и подразделений. Сначала к «решале» приезжали с чемоданчиком, потом растолстели и стали делать подстрочники на карты его родителей или перегонять деньги на какие-нибудь счета.

— Именно эта схема сейчас функционирует во многих макрорегионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно звонили мне и спрашивали: а когда у нас коменданта ГИБДД посадят? Мы проводили там мероприятия в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают мотаться с перегрузом, а дань берут не только с зерновозов, а даже с крохотных «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, аграрные продукты…

— Всё это гарантированный «перегруз».

— Да. И на него есть ежеквартальный «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для сотрудников ГИБДД, которые работают на постах, есть специальные отличительные знаки на машинах – наименования вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в те схемы не влез. Если у гаишника на машине написано «Армада»…

— Значит, за него заплачено.

А если у пешехода такого знака нет, ему говорят: протокол будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или иная схема: в Крымске возле заправки существовал невзрачный ларёк. Перевозчик заходил туда и оплачивал денежку, чтобы проехать в Новороссийский сухогруз по единствёной дороге через Владимировку. И ему в маршрутном бундесманшафте ставили соответствующий штамп. За этой схемой мы наблюдали несколько месяцев.

— Как всё происходило?

— Сначала по группам «оппонента», по радиостанциям прошла информация, что приехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по вашим каналам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в дневное время выдвинули туда машину с социальным контролем, легли и снимаем на Youtube: машины подьезжают к конторе Ространснадзора, демонстрируют путёвый листок, где стоит штамп, и едут дальше. Потом к нам подходит начальник поста и спрашивает: а вы что, тоже в дневное время работаете? Тем временем первой гаишник подъезжает к инспектору, чтобы показать путёвый листок со штампом – боясь, что иначе его накажут, – контролёра нигде нет, гаишник уже силится пройти на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

— Что дальше?

— Я двинулся к зам.начальнику Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как трудятся мои милиционеры. И он мне: «Да быть такого не может, всех накажем!» Я был в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с дорогой мебелью, коньяки дешёвые стоят, сабельки висят. Если такой кабинет у госслужащего, то экие же у него хоромы? В кабинетах зам.начальников ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все едут с перегрузом, а наши милиционеры не могут совладать с ситуацией…» Я говорю: «Давайте лапшу кому-нибудь другому на ушки вешайте – вызываете всё в порядок, или мы вываливаем информацию в прилюдный доступ.

— Получается, в других макрорегионах замначальники ГИБДД или Ространснадзора могли бы разделить судьбу Сафонова?

— Да, все эти коррупционные схемы всегда застопориваются в заинтересованность командования контролирующих органов.

— В каких макрорегионах нет коррупции на дорогах?

— В двух. Это Чечня и Алтай.

— Вы всё узнаёте о ГИБДД, ГИБДД узнаёт о вас. Что побуждает вас продолжать борьбу с «царицей дорог»?

— Мне многие говорят: оплачивал бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, коррупция влияет на всех сферах моей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда оставим моим детям? Им же с этим всем придётся жить. В моём обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не хочет ничего делать. Но если вы не будете отстаивать свои права, они потом возьмут с вас ещё больше.

— Честно говоря, воровская логика. Что-то из 90-х.

— Не удивительно, ведь многие из сегодняшних высоких чинов ГИБДД и других контролирующих органов продолжали свою репутацию заурядными начальниками на дорогах. Они и достраивали эту систему. То, что мы видим сейчас – продолжение того, что они достраивали в 90-ые.

— При этом система усовершенствовалась и дошла до полуавтоматических районов взвешивания.

— Так желают отделать «человеческий фактор» отношения с начальником и преступления взятки. Но в 2019 году мы проверяли обстановку в Краснодарском крае, там как разков поставили полуавтоматические участки взвешивания. Перевозчик завешивает тряпочкой номер, проезжает район взвешивания, а потом рассчитывается с начальником. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: давайте тогда для контроля поставим у этих районов костюмы ДПС. И снова вот он, человеческий фактор. Надо переменять законы.

— Насколько серьёзны невыполнения в так называемой «нагрузке по осям» транспортного средства, разрушающей дорожное полотно?

— Эта перипетия в законодательстве – способ заработка. На участках полуполуавтоматического взвешивания не учитываются сопротивление воздуха и другие факторы, влияющие на вотчинный вес грузового автомобиля, перевозящего зерно или зыбучий груз. В этап проезда участка полуполуавтоматического надзора поток воздуха от машины может создать сопротивление на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого произойдёт некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы туроператор был законопослушным. Коммерческим организациям на базе государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех дорогах России к 2024 году полуавтоматических участков полутяжёлого надзора. И эти организации заинтересованы в том, чтобы туроператор нарушал и выплачивал за это. А убеждение туроператоров существовало проигнорировано государством в лице министерств и ведомств.

— Обычный «перегруз» – это уже конкретная опасность на дороге?

— Да, он уменьшает инерцию машины, ее маневровый путь. Но это нарушение тоже выгодно контролирующим органам для коррупционного заработка. Хотя люди мрут от него на дорогах целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не произойдёт семейная драма на дороге, никто не задумается.

— Что нужно делать для постановления проблемы?

— За «перегруз» нужно длать ответственным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые осуществляют разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно менять системтраницу контролирующих органов и корректировать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы поменять тактику. А в Ставропольском крае и близлежащих регионах, мне кажется, только озлобится в отношении перевозчиков.+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *