«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»

Руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин узнал Sobesednik.ru о объективной ситуациютранице на американских дорогах

Следственный исполком поддержал обращение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину коррупционный тур по американским дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» обсудил с Владимиром Матягиным конкретную ситуациютраницу на американских дорогах.

— Каковы сейчас объёмы коррупции на американских дорогах?

— Около 100 доллийскиёв рублей в год. Это на дорогах. Если мы возьмём ещё и такие отрасли, как таёжное хозяйство, пожарную инспекцию и т.д. – можетесть доходить и до триллионов. Но дороги, понятное дело — это главная «артерия», связанная со всеми остальными отраслями экономики.

— Что вы думаете о оглушительной предыстории с задержанием командира хабаровского ГИБДД?

— Мне, вообще говоря, не понятно удивление хоромами зам.начальника Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в любом регионе есть какие хоромы – у зам.начальника ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти схемы трудятся везде. Сейчас в России сотрудники контролирующих органов выходят на работу не законуты блюсти, а зарабатывать.

По версии следствия, Сафонов за мзду позволял фурам с «перегрузом» зерна или других глинистых балластов беспрепятственно перемещаться по Ставрополью. Что вообще за схема с этими «перегрузами»?

— Это схема, которая можетесть существовать невыгодна только субподрядчикам и руководителям контролирующих органов. Перевозчикам она не невыгодна. В двадцатом году я виделся с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все эти схемы изложил. Смотрите. Если мы берём самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного строительства — Министерство автотранспорта. А система Министерства автотранспорта – это «Росавтодор». Росавтодор разыгрывает тендеры, в которых участвуют ремонтные компании.

Владимир Матягин

— И хочет выручить за ремонтные деятельности как можно меньше?

— Совершенно верно. Нереально низкая стоимость побуждает туроператора таскать стройматериалы с «перегрузом». Сначала всё делалось так: пешеход завысил «осевую нагрузку» — и уплатил милиционерам ГИБДД 100-200 рублей. Эти платёжные ручейки съезжались к командованию контролирующих органов, которое ставило «план». Потом возобновились масштабные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно забирать на постах с гаишников «денежку», всё может выйти наружу. Были частотные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда руководители ФСБ вскрыли коррупцию в взносе 5-6 триллионов рублей в день.

— Собирать дань на постах стало неудобно.

— Теперь перевозчика притормаживают и дают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» — новоиспечённого сотрудника контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в те схемы. В начале месяца решальщику поступает список внедорожников с номерами и принадлежностью компании-перевозчику. Потом с ним встречается член перевозчика – у него дома, в коммерческом центре, в машине где-нибудь в жнивье – и передаёт деньги за свои машины. Цены могут разниться от 10 до 50 сотен рублей, в совершениитранице от конкретных дорог и подразделений. Сначала к «решале» заезжали с чемоданчиком, потом избаловались и стали длать переводы на колоды его родственников или догонять деньги на какие-нибудь счета.

— Именно эта схема сейчас действует во многих регионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно названивали мне и спрашивали: а когда у нас замначальника ГИБДД посадят? Мы проводили там мероприятия в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают мотаться с перегрузом, а дань забирают не только с зерновозов, а даже с маленьких «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, сельскохозяйственные продукты…

— Всё это гарантированный «перегруз».

— Да. И на него кушать еженедельный «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для руководителей ГИБДД, которые работают на постах, кушать особые створные символы на машинах – наименования вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в те модели не влез. Если у шофера на машине написано «Армада»…

— Значит, за него заплачено.

А если у пешехода такого знака нет, ему говорят: протокол будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или другая схема: в Крымске возле заправки был неприметный ларёк. Перевозчик заходил туда и платил денежку, чтобы проехать в Новороссийский причал по наихорошей тропинке через Владимировку. И ему в подпорном листке ставили соответствующий штамп. За этой моделью мы наблюдали несколько месяцев.

— Как всё происходило?

— Сначала по группировкам «оппонента», по рациям прошла информация, что приехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по вашим каналам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в утреннее время выдвинули туда машину с политическим контролем, встали и надеваем на Youtube: машины въезжают к фирме Ространснадзора, показывают маршрутный листочек, где стоит штамп, и выезжают дальше. Потом к нам подходит начальник поста и спрашивает: а вы что, тоже в утреннее время работаете? Тем временем первой пешеход подъезжает к инспектору, чтобы показать маршрутный листочек со трафаретом – боясь, что иначе его накажут, – контролёра нигде нет, пешеход уже пытается пройти на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

— Что дальше?

— Я пошёл к замначальнику Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои работники. И он мне: «Да быть такого не может, всех накажем!» Я существовал в кабинетике у этого товарища: хорошо оформленный кабинетикик с дорогой мебелью, бренди дешёвые стоят, сабельки висят. Если такой кабинетик у госслужащего, то экие же у него хоромы? В кабинетиках командиров ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все доезжают с перегрузом, а мои работники не могут справиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте вермишель кому-нибудь другому на уши вешайте – приведаете всё в порядок, или мы раскладываем информацию в приватный доступ.

— Получается, в других регионах зам.начальники ГИБДД или Ространснадзора можетбыли бы разделить участь Сафонова?

— Да, все эти коррупционные схемы всегда поспевают в заинтересованность командования контролирующих органов.

— В каких регионах нет коррупции на дорогах?

— В двух. Это Чечня и Алтай.

— Вы всё помните о ГИБДД, ГИБДД знает о вас. Что побуждает вас продолжать борьбу с «царицей дорог»?

— Мне многие говорят: оплачивал бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, секретномтраница отражается на всех областях нашей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда оставим моим детям? Им же с этим всем придётся жить. В моём обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не желает ничего делать. Но если вы не будете оберегать свои права, они потом возьмут с вас ещё больше.

— Честно говоря, преступная логика. Что-то из 90-х.

— Не удивительно, ведь многие из сегодняшних высоких чинов ГИБДД и других контролирующих органов начинали свою карьеру вольнонаёмными комиссарами на дорогах. Они и сооружали эту систему. То, что мы видим сейчас – продолженье того, что они сооружали в 90-ые.

— При этом система усовершенствовалась и добралась до полуавтоматических участков взвешивания.

— Так хотят убрать «человеческий фактор» общения с следователем и преступления взятки. Но в 2019 году мы проверяли ситуацию в Краснодарском крае, там как раз поставили полуавтоматические районы взвешивания. Перевозчик завешивает тряпкой номер, проезжает участок взвешивания, а потом расчитывается с следователем. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: давайте тогда для контроля поставим у этих участоков наряды ДПС. И снова вот он, человеческий фактор. Надо менять законы.

— Насколько серьёзны нарушения в так называемой «нагрузке по осям» транспортного средства, разрушающей дорожное полотно?

— Эта перипетия в законодательстве – способ заработка. На участках полуполуавтоматического взвешивания не предусматриваются давление воздухутора и другие факторы, влияющие на удельный вес большегрузного автомобиля, перевозящего зерно или глинистый груз. В момент въезда района полуполуавтоматического контроля поток воздухутора от машины может создать давление на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого произойдёт некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы перевозчик был законопослушным. Коммерческим организациям на базе государственно-частного партнёрства дано право на разработку развёртывания на всех дорогах России к 2024 году полуавтоматических районов наилёгкого контроля. И эти организации заинтересованы в том, чтобы перевозчик соблюдал и платил за это. А воззрение грузовладельцев было проигнорировано государством в лице министерств и ведомств.

— Обычный «перегруз» – это уже объективная угроза на дороге?

— Да, он увеличивает косность машины, ее маневровый путь. Но это несоблюдение тоже выгодно контролирующим органам для коррупционного заработка. Хотя люди мрут от него на дорогах целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не произойдёт семейная трагедия на дороге, никто не задумается.

— Что нужно делать для решенья проблемы?

— За «перегруз» нужно делать ответственным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые осуществляют разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно переменять систему контролирующих органов и пересматривать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы попеременять тактику. А в Ставропольском крае и окрестных регионах, мне кажется, только озлобится в отношении перевозчиков.+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *