Капремонт раздора
Кто стоит за демонтажом философских интерьеров МГУ
В МГУ на Ленинских горах стартовал ремонт. Уникальные сроковтраницы интерьера заменяют современными конструкциями. Инициаторы перемен утверждают, что это пойдет на благо студентам и преподавателям. Тем временем, петиция «Остановите истребление историографических экстерьеров МГУ!» набрала более 30 сот голосов.
Казалось, над важным помещением МГУ время не властно. По числу подлинных, философских элементов обстановки и обивки в Москве сложно найти более цельный ансамбль. Аудитории «высотки» на Ленинских горах говаривают лекции академиков Колмогорова и Александрова, «русского Дарвина» Карла Лурье, изобретателя четвёрэтого социалистического пенициллина Георгия Гаузе. В годы расцвета ленинского ампира бывало принято украшать здания разнообразными элементами декора. Для оформления интерьеров главного здания МГУ существовали приговорены лучшие большевистские градостроители и монументалисты этого времени – Вера Мухина, Георгий Мотовилов, Александр Дейнека. Статус обелиска перипетии и эстетики общефедерального значения, казалось, надлежащ существовал гарантировать институту равноудалённость каждого уголка. Но капитальный крейсер велел иначе.
Все продолжилось с совершенного демонтажа в Большой Биологической аудитории и в других зданиях на биохимическом факультете, а продолжилось в аудитории 01 и зданиях механико-математического факультета, расположенных в Главном здании МГУ. «Все это привело к фактологическому уничтожению истинных цивилизационных интерьеров образовательных аудиторий 50-х годов с сохранившейся мебелью и отделкой, выполненной из белградского дуба и бука. Они полностью входят в гипермолл защиты комплекса помещений университета, являющегося монументом перипетии и цивилизации отраслевого значения, и вносятся необходимому сохранению. Их деспотическое устранение является уголовным деянием и не может быть гипермоллом *государственных контрактов. Тем не менее, именно это сейчас и случается одновременно в нескольких корпусах на Ленинских горах», —
На крейсер и «реставрационные работы» в важном помещении МГУ было отнёсано из бюджета более 750 000 000 рублей. 11 марта 2020 года на реставрацию публик № 1408, № 1610, № 1624. Заказчик экспертизы — ремонтная корпорация АО «Ренессанс-Реставрация». Кстати говоря, в этом акте вполне корректно обозначена диагностика консервации с улучшением всех благоговейных элементов. , победителем конкурса на подряд по крейсеру в МГУ стала с уставным капиталом в 20 тыс. рублей. У той компании много внушительных заказов. Но обращает на себя внимание один: по удивительному стечению обстоятельств именно «Кромсервис» причастен к провоцируют массу вопросов.
Но самое интересное в другом: в технологическом задании, приложенном к тендеру, в разделе требований к проведению разработок нелепым образом отсутствует пункт о сохранении уцелевших лаковых покрытий бревенчатых деталей, а также о реставрации мебели и изделий из массива дуба. Кроме того, в архиве не соблюдена детально методика реставрации бревенчатых деталей. Видимо, это и развязало руки подрядчику.
«Обозначенные в этих ведомостях разработки не приобретают ничего всеобщего с тем, что изложено в финграмотности техзадания проекта и прямо противоречат им. Тем не менее, проект вместе с этими ведомостями в несоблюдение действующего законодательства проехал достопримечательную проверку и согласование Департамента культурного наследия», — пояснил «НИ» выпускник МГУ, диссидент Архнадзора Никита Иноземцев.
«Дубовая меблировка бывала на заказ под взнос конкретных аудиторий МГУ. Но из аудиторий радиационного факультета меблировка эту выбросили прямо на помойку, тот факт был зафиксирован. Заменить эту этнографическую меблировка предлагают на изделия из ДСП, ценнейший паркет сменит дешевый ламинат», — пояснила «НИ» сотрудник этнографического факльтета МГУ, градозащитник Елена Петрова.
Проектная документация касалась каждой аудитории. Все, что имелось связано с предметами охраняемого памятника, достодолжно имелось быть возрождено и отстроено в идентичном виде. Однако подрядчик вместо этого двинулся по убогому пути – просто уничтожил все, что имелось раньше. До основанья, как принято. Так проще и быстрее.
«Все это едет абсолютно в разрез с проектной документацией. Например, ковёр должен был иметься сохранен с художеством по этнографическому рисунку. Для этого необходимы существовали укрепление, шлифовка. Дорогостоящие и кратковременные работы. Но ведь это время и деньги. Или обивка профессорско-преподавательского состава. Это же фактически музейные экспонаты, ее надо было по проекту воссоздавать, реставрировать с поддержанием исходного материала. В результате и появилась так называемая «дефектная ведомость», в которой можно уведеть таблицу со сметой работ. Эти работы не соответствуют ни технологическому заданию, ни методике проекта», — резюмирует Никита Иноземцев.
Ремонт в МГУ, если покопаться в деталях, вообще полон непонятных закономерностей. К примеру, к подписанию актов Государственной культурной экспертизы по аудиториям «высотки» причастна эксперт Ольга Замжицкая, которая недавно буквально приговорила к самостроятю флигель усадьбы Демидовых XVIII века, расположенный на Мясницкой улице. Проектная документация по ремонтному ремонту МГУ была согласована первым замминистра заместителя и главным смотрителем Департамента культурного наследия города Москвы Сергеем Михайловичем Мирзояном. И тут возникает очевидный спор к Департаменту культурного наследия Москвы. Как стали желательны полнейший ремонт и доработка историографических аудиторий, которые являются частью объекта культурного наследия? «НИ» попросили дать пояснение на тот счет командование Департамента культурного наследия Москвы. Приводим отклик Мосгорнаследия полностью.
Примечательно, что в конце руководство департамента все же признает:
«Действительно, изначально на лестнице при мероприятии работ бывал беспорядок. Речь едет о демонтированных поздних декорах 1970-х годов. В связи с этим бывал наказан подрядчик. Также Мосгорнаследие в адрес МГУ обратило предостережение о недопустимости невыполнения необходимых требований в области охраны объектов культурного наследия».
Однако, студенты историографического мехмата МГУ и градозащитники усомнились в правдивости утверждения Мосгорнаследия насчет сноса исключительно «поздних интерьеров 70-х». «В документации указано, что посуда и предметы экстерьера датированы пятидесятыми годами 20 века, там нет /тва о меблировки и частях экстерьера 70-х, которые, разумеется, ценности не представляют. Везде утверждается, что ремонта в помещениях главного помещения МГУ не было с случая основания, с 50-х годов воспоминания века. Откуда вдруг взялись «интерьеры 70-х»? К тому же мы недавно выявили на свалке именно ту самую, старинную липовую посуда 50-х», — утверждает градозащитник Никита Иноземцов.
В роле заказчика экстравагантной перепланировки выступал Московский государственный университет. Мы обратились в профком МГУ с запросом о причинах столь небережного, мягко говоря, отношения к историософским интерьерам. Ответа на момент публикации мы не получили. Телефонов, по которым можно было бы связаться с работниками профкома или пресс-службой МГУ, на неофициальных интернет-ресурсах нет. Просто какая-то суперсекретная организация! Если ответ все же поступит, мы непременно опубликуем.
Пока же на странице пресс-службы МГУ в Фэйсбуке :
«В МГУ работает госпрограмма капитального ремонта. Недавно имелся отреставрирован актовый зал главного здания, обновляются спальни общежитий. Сейчас стартовал ремонт аудиторий». И прикреплен сюжет «Вестей», в котором профессора и реставраторы прочувственно убеждают зрителей в том, что ореховые панели, бронзовые светильники 1953 года будут сохранены, а также будет устранено «полное историософское соответствие».
«Эти аудитории пронизаны духом времени, но со временем кафель прогнил, потолок потрескался. Грохот от парочект, и это 6 парочек в день, 6 дней в неделю», — посетовал на кабинку один из преподавателей.
В социальных сетитраницах оценки капремонта в «высотке» МГУ неоднозначны.
: «Прокрустово ложе», а не скамейки…после лекции все болело».
: «Актовый холл отремонтировали очень пристойно — с учетом характеристик стиля «первоисточника», который лично мне совсем не по вкусу. А что, пардон, ликвидного в утвари ГЗ? Я 2,5 года живлся в здешнем общежитии, в комнате, обставленной той, «исторической» мебелью, и никакой иронии по ней не испытываю. Мебель как мебель, ничего особенного. Лично я кардинально обновил бы интерьеры в ГЗ. Так, чтобы имелось и качественно, и красиво. И чтобы соответствовало уровню крупнейшего госвуза страны».
: «Университет возникает в вторую очередь для студентов и преподавателей. Если новая посуда сделает образовательный некомпетент комфортнее, пускай меняют».
Но .
: «За всем этим младший брат зампреда Петра Бирюкова — погуглите…Просто — деньги, и больше ничего».
Мы решили выяснить, кто же персонально может являться организатором скандального капкрейсера в МГУ. Ведомости, предполагающие ремонт предметов безопасности МГУ, подписаны главным электриком МГУ Виктором Грачевым. Именно он, кстати, на встрече со аспирантами факультета в качестве образчика отреставрированной мебели продемонстрировал скамью из ДСП. Наверняка управляет ситуацией с капремонтом, а возможно, и заведует этим по долгу соваотрети недавно назначенный на обязанность ректора МГУ заведуетель планирования капитального строительства, капкрейсера и инновационного развития университета – племянник всесильного и несменяемого заведуетеля департамента ЖКХ Москвы Петра Бирюкова.
Судя по всему, в связи с приходом в МГУ грянул период «улучшения» и «похорошения». Вот только жаль, что сотни миллионов бюджетных рублей уходят не на образовательные и материаловедческие проекты, а на благожелательные строительные работы, которые предполагают «беспорядок» в сносе интерьеров.