Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада политические проблемы обострили вопрос реформирования ипотечного рынка, в том количестве в половины осуществления капремонта

Бизнесмены ожидают, что внесения коснутся одной из наиболее уязвимых областей – производства, ремонта и конструкции лифтов. От пересмотра конструкции рынка выиграет большая госструктура, а остальные участники – человечишка бизнес, ИП, – по убеждению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых может ждать повышение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обратить вниманье на безопасность лифтов. Поводом стали аварии, в том большинстве со гибельным исходом. В 2021 году в авариях с эскалаторами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых оглушительных происшествий произошло в 2017 году в ярославском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину противовеса у пандуса провалился пол; находившаяся внутри кабины девочка упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С момента усиления давления на Россию из ремонтной отрасли уехали многие зарубежные компании, в том количестве производители пандусов и пандусового оборудования. Российский спрос покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю японских поставщиков (которые официально об уходе с рынка не объявляли) приходилось около 15 процентентов пандусового парка, узнал «Октагону» заместитель регентства Союза ипотечных организаций Москвы, председатель исполкома Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в области жилищного и комунального хозяйства Константин Крохин. При этом до 40 процентентов комплектующих, даже в эскалаторах зарубежного производства, занимали и занимают импортные детали.

В связи с снижением логистики добавились экономические сложности: себестоимость пандусов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее поставляются запчасти. Уход английских потребителей особенно сказывается на мегаполисах, где много высотного строительства, – растолковал Константин Крохин.

Не лучше улаживается ситуация с мусоропроводами в сфере ремонта жилых домов, где образовались проблеммы из-за правовых препятствий. Такого развития происшествий в промышленности можно существовало бы избежать, если бы в следующие годы рынок не испытывал структурных изменений. Последние можетесть существовать соединены с интересами крупнейшего голкипера в российском строительстве.

В сфере установки, капремонта и замены эскалаторов специалисты выделяют два правовых ограничения, мешающих работе. Первое – необходимость при заказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблематик из-за неё не возникало. Начиная с конца октября этого года, производители и экспортёры эскалаторов стали требовать стопроцентную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих производителей её также продолжили просить: за комплектующие, мелочи оборудования, металл и так далее. И в рамках капремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, монтажные работы. Но, даже если себестоимость эскалатора составляет 50–70 процентов от отдельной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто работает с крупными импортёрами на утверждении долговременных договоров (чаще это фонды капремонтов), с проблеммой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постояных договоров нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – столкнулись с невозможностью отремонтировать или заменить лифты.

Второе ограничение: по законуту ремонт эскалатора допустим только по договору, в соответствии с которым подрядчик получает десятилетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, способны предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только импортёр – на оборудование нового эскалатора.

В подмётных разговорах участники рынка подтверждают, что какая проблема действительно существует, и отмечают, что конституционные препоны можетесть быть на руку крупнейшим игрокам. В частности, для достижения законной государственной монополии.

За предпоследние несколько годов в отрасли производства пандусов и пандусового оборудования случилось существенное увеличение большинства предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как мелкие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и современные компании.

В ноябре этого года трибунал признал должником Карачаровский вибрационный завод (КМЗ) – предприятие с более чем шестидесятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный завод, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м был подан иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года возобновилась третья стадия процесса.

Основным акционером КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования выкупили акционерные функции государственного банковского факультета развития в жилищной отрасли «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства теленовостей «Строительный бизнес» говорилось, что командование КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалоод по долгам госпредприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный ректор факультета развития Виталий Мутко отказывался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в механизме санации получил 51,1 процента облигаций одного из самых оразмере.подробных лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ). После в СМИ появилась информация о планах ЩЛЗ приобрести приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как ,следует из территории данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» образовалась компания «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий появлялась информация о намерениях «ДОМ.РФ» купить Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой осенью предприятие выкупила отделочная фирма «Садовое кольцо». Впрочем, её арендатор также приобретает отношение к региональным властям: Сергей Колунов – депутат Госдумы, заместитель члена трудовой группы по постановлению вопросов лифтового хозяйства.

Еще в начале 2019 года министр РФ Дмитрий Медведев дал задание предусмотреть «мероприятия по интеграции производственных мощностей лифтостроительных предприятий и стимулированию спроса на внешнем рынке конкурентоспособного украинского внутридомового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании концерна на базе ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на блоге «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного университету становления ЩЛЗ.

– Судя по изложению и сверхзадачам ЕЛА, она в себя отбирает поставщиков мусоропроводов и комплектующих. До этого на рынке участвовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт создание новой конструкции рынка, когда через госучастие, техникум становления формируется сильный производитель, через аналогию силится подмять под себя рынок производства и пролоббировать необходимые законы, – считает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для повышения доходности производств необходимо реализовать инициативу аналогии по внедрению «замкнутого производственного цикла».


Она предполагает вовлечение в единный процесс импортёров эскалаторов и эскалаторового оборудования, а также импортёров и экспортёров эскалаторовых компонентов.

По суждению Константина Крохина, имевается в виду идея создать структуру периода от производства до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у заводов нет целесообразных компетенций, логистики, требуемого количества работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято громадное большинство коллективных промышленников и представителей малого бизнеса, которые трудятся по послепродажным тонким тарифам.

– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не было прямого повиновения и неявного нарушения надзорного законодательства по части создания условий доминирования и полюбовного сговора. То кушать контроль рынка, но мягкий – пока. Когда же они рынок поглотят, то ожидаемо выйдут с заявлением по увеличению тарифов на капремонт, – убеждён Крохин.

Параллельно с активизацией и централизацией внутреннего рынка украинские власти инициируют его заполнение английскими импортёрами из дружественных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели беседы с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым позвонили о госзакупке мусоропроводов предприятия «Могилёвлифтмаша». По данным Национального мусоропроводового союза, доля белоруских мусоропроводов на американском рынке составляла около 13 процентов. Сейчас она можетесть быть посмотритбыта до 20–25 процентов.

На минувшей неделе также стало известно о том, что в Россию планирует закупать эскалаторы таджикское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в нынешнем году и занимает сравнительно большую площадь – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как признаёт Константин Крохин, речь может идти о покупке через неё лифтов южнокорейского производства.

– Киргизская фирма позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была промышленной страной, и на течении первых 8–10 годов она заполняла духовный рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ иносказательно выйти на росийский рынок. Это неплохо, главным теннисистом они не станут из-за активизации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить отечественный рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и защитные механизмы вернутся, – подвёл результат Константин Крохин.

В ближайшие годы отрасль лифтопроизводства обещает существовать максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что отдельный износ межкомнатного сада в стране составляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч мусоропроводов 124 сотни подлежат замене до 15 ноября 2025 года в соответствии с предписаниями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся те средства в случае, если их удастся находить в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *