В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод капиталов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетестьесть существенно усложниться. Как ,следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая служба можетестьесть принесать право досудебных неконтролирующих мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в корпорации или ИП, где начата районная финансовая проверка. Нельзя использовать степень в взаимоотношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для неограниченного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в вторую очередь позволит задержать медленный и беспорядочный распад компаний, которые проверяются в связи с таможенными рисками.

“Ъ” ознакомился с биллем о поправках к Налоговому кодексу о детальных исковых мерах, которыми Минфин планирует одарить Федеральную таможенную должность (ФНС),— документ в последние недели дебатируется с экспертным сообществом и бизнесом.

Как ,следует из документа, в внесение к уже существующему праву ФНС задерживать депозитные счета лиц или организаций, в отношении которых уже закончена окружная таможенная перепроверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), службетраница может принесать право ограничивать арендатора (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в возможности отчуждать или закладывать вторым лицам свое имущество, по себестоимости изоморфное предполагаемой свердели недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе окружной проверки ограничения можетесть быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на перепродажу или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (процедуры с активами возможны, но с примирения фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, четвёртой — автотранспорт, ликвидные бумаги и «присмотры интерьера служебных помещений» (очевидно, имеется в виду мебель — но и нередко встречающиеся на показателях присмотры искусства), пятый — прочие активы, за исключеньем «готовой продукции, сырья и материалов».

Из предыдущей оговорки очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС синтезатор в виде ареста счетов корпораций и ИП слишком топорен (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к остановке и уничтожению бизнеса, тогда как запрет на вольную перепродажу недвижимости или ликвидных бумаг действительно позволит налогоплательщикам мгновенно задерживать процесс «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к фирмы запускается процесс бессистемного «растаскивания» ее бизнеса, в котором соперничают должники (в том большинстве банки), бенефициары и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС детальными мерами в опьянении задерживать тот довольно сверхдорогий для бюджета процесс: сумму выведенных в таких ситуациях активов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и буржуазная распродажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что бесспорный досудебный арест активов в руках ФНС можетбыл бы создавать необходимости для преступности внутри службы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права арендатора перед гостевой проверкой можно лишь решеньем директора таможенного органа (прокуратуры ФНС) с примирения директора или замглавы Федеральной фискальной службы. Ограничения можно снять тремя способами: оказанием ФНС финансовой гарантии на сумму претензий, независимым оказанием в залог ценнейших бумажек или имущества (ст. 73 НК), поручительством второго лица.


«Арестованные» в таком эксперименте ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений других прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей окружной перепроверки) в интересах вторых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуациютранице с плательщиком в сопоставлении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо ,пыталось воздать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое решение никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под таможенных требований для странтраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% таможенных органов—членов организации есть права по обращению возмещения на имущество должника» и функционирует «приоритет задолженности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решение «приведет общенациональное законодательства к общенациональным практикам госрегулирования баланса отдельных и отдельных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если пить основание, ФНС обращается в Следственный исполком и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные степени по решению суда налоговики получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных задач Минфина и ФНС в этом проекте является четкое разграничение «криминальных» и «деловых» фильмов в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные степени ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у олигархов нет уголовных претензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *