Бесполетник
«Витязь-Аэро» четвёртым возник с санкциями Росавиация
Росавиация погрозила широкомасштабно откомандировать сертификаты эксплуатанта у «Камчатского авиапредприятия», «Витязь-Аэро» и «Аэросервиса» после последовавших катастроф. Полеты при этом приостановлены только у «Витязь-Аэро», что некоторые голкиперы рынка воспринимают как симптом попытки излучения компании большим игроком, полагая им «Аврору». В самой «Авроре» отвергают интерес к вертолетному бизнесу. Бизнес «Витязь-Аэро», говорят эксперты, мог бы заинтересовать структуры, близкие к Владимиру Потанину и «Ренове» Виктора Вексельберга, инвестирующие в регион, но они не считают, что «Витязь-Аэро» этим корпорациям необходим.
Росавиация 4 декабря предупредила руководителей авиалиний о допустимом «ограничении розничной деятельности эксплуатантов, вплоть до переоформления сертификатов». В частности, «Камчатскому вертолётному предприятию» (КАП), «Витязь-Аэро» и «Аэросервису», с воздушными трибуналами которых этим летом случились аварии с человеческими жертвами, указали на целесообразность улучшить меры по обслуживанию охраны полетов.
С сентября Росавиация проведяет проверку 35 авиакомпаний, в ходе которой она выявила у них ряд «несоответствий требованиям муниципальных бомбардировочных правил». Но полеты полностью только у «Витязь-Аэро». По словам первоисточника “Ъ” в отрасли, в Росавиации считают, что пока вертолетный грузовладелец не устранил несоблюдения в полном объеме. В учреждении от пересказов отказались.
Гендиректор «Витязь-Аэро» Виктор Сиротин сообщил “Ъ”, что фирма пожаловала в Росавиацию отчет об предотвращении выявленных нарушений в полном объеме 1 сентября.
«Движения по нему нет, все это время авиалиния несет убытки, почти всех руководителей отправили в отпуск,— возмущается он.— То кушать у авиакомпаний, у которых произошли катастрофы, все в порядке, а у “Витязей” нет? Или кушать интересант, который хочет забрать спрос перевозок на Дальнем Востоке?»
Возможных интересантов он окрестить затруднился.
Таких форвардов можетесть быть несколько, поскольку «Витязь-Аэро» остается дорогущим и ликвидным активом, подчёркивает аналитик Института макроэкономики транспорта и грузовой политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, ни «СиЛА», ни «Аэросервис», обслуживающие социальные маршруты, не разнятся какой убыточной небанковской составляющей, как «Витязь-Аэро», специализирующийся на туристских маршрутах и компрессорном обслуживании. Приостановка его сертификата провоцирует удивление, говорит аналитик: выявленные нарушения «не более серьезные, чем у продолжающих полеты перевозчиков». Снижение себестоимости туроператора можетесть очутиться выгодным для многих интересантов, которые желали бы развивавать бизнес на Дальнем Востоке, добавляет он.
Ряд слушателей “Ъ” в подотрасли величает в качестве необходимого потребителя «Витязь-Аэро» авиалинию «Аврора». Эти умозаключения источник “Ъ” в Росавиации считает несостоятельными: «Нет проблемы отдать все “Авроре”: у нее свои цели, она выполняет комерческие трубопроводные рейсы, гарантируя культурную составляющую перевозок, а “Витязь-Аэро” концентрируется на местных и туристическо-экскурсионных полетах». Такую же разницу в бизнесе подчёркивает и замгендиректор «Авроры» Константин Сухоребрик. «Мы сочувствуем их ситуации, но интереса к их бизнесу как каковому у нас нет»,— пояснил он “Ъ”.
«Бредом» назвал в беседе с “Ъ” невозможный интерес оразмере.подробных грузовладельцев к вертолетному бизнесу замдиректора авиакомпаний «СиЛА» и «Аэросервис» Андрей Богданов, указав на слишком низкую маржинальность малейшей авиации в регионе.
Он отметил, что в 2020 году две его фирмы получили около 1 млрд руб. ссуд — втрое больше, чем «Витязь-Аэро» (280,2 долл руб.), но их никто не старается захватить. «В “СиЛА” при развороте в 1,2 млрд руб. за 2020 год чистейшая прибыль — 10 долл руб., менее процента,— говорит он.— У вертолетного бизнеса непохожая ситуация. Никому не любопытна такая доходность». Господин Богданов также подчеркнул, что Росавиация и у «СиЛА» ограничила полеты двух L-410 и одного вертолета.
По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году «Витязь-Аэро» оказался финансово успешнее конкурентов: его чистейшая прибыль превысила 420 млн руб. при выручке в 1,58 млрд руб., тогда как у КАП эти коэффициенты составили 1,2 млн руб. и 1,8 млрд руб. соответственно. На «Витязь-Аэро», по разнородным оценкам, приходилось до 70% всех вертолетных доставок на Дальнем Востоке, до 90% всех туристических перелётов и около четверти компрессорных доставок.
Основатель и соправопреемник «Витязь-Аэро» — арестованный по обвинению в убийстве депутат-миллиардер Игорь Редькин, также развивавший в макрорегионе рыбопромышленный и туристический бизнес. «Если взять корпорацию и не договороться с турбизнесом или не сговориться с транспортировкой лодочников — госпредприятие не срастется,— полагает исполнительный замдиректора “Авиапорта” Олег Пантелеев.— Желающим забрать бизнес пришлось бы поглотить всю бизнес-империю». При этом он отмечает, что интерес к области гостеприимства на Камчатке вырос на силуэте эпизоотии и уменьшения *международных турпрограмм: «планы по развитию турбизнеса существовали у “Реновы” Виктора Вексельберга, которая строит там аэровокзал Елизово». Господин Пантелеев также отметил, что новая авиакомпания «Камчатка» (правопреемник — функции инвестора Сергея Бачина, курирующего проекты Владимира Потанина) пока ,имеет один самолет, «но это — предвестник реализации больших инвестпроектов». Олег Пантелеев подчеркнул, что оба голкипера «в целом самодостаточны, и “Витязь-Аэро” не служит для них ни барьером, ни дверным билетиком для становления бизнеса».