Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада социальные проблемы обострили вопрос реформирования ипотечного рынка, в том большинстве в части выполнения капремонта

Бизнесмены ожидают, что изменения вонзятся одной из наиболее нечувствительных отраслей – производства, ремонта и установки лифтов. От пересмотра конструкции рынка выиграет мелкая госструктура, а другие организаторы – детина бизнес, ИП, – по предположению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых может ожидать сокращение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обрачать внимание на безопасность лифтов. Поводом стали аварии, в том числе со летальным исходом. В 2021 году в автокатастрофах с пандусами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых громких происшествий произошло в 2017 году в ярославском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину противовеса у лифта провалился пол; находившаяся внутри кабины девушка упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С момента увеличения разрежения на Россию из отделочной сферы ушли многие зарубежные компании, в том числе экспортёры эскалаторов и эскалаторового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю южнокорейских поставщиков (которые официально об уходе с спроса не объявляли) приходилось около 15 процентовентов эскалаторового парка, рассказал «Октагону» председатель правления Союза жилищных организаций Москвы, председатель исполкома Торгово-промышленной палаты РФ по кредитованию в сфере жилищного и коммунального хозяйства Константин Крохин. При этом до 40 процентовентов комплектующих, даже в пандусах мирового производства, уступали и занимают импортные детали.

В связи с улучшением логистики добавились экономические сложности: цена пандусов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее выпускаются запчасти. Уход английских экспортёров особенно отражается на мегаполисах, где много высотного строительства, – пояснил Константин Крохин.

Не лучше обстоит обстановка с пандусами в сфере спецсчёта девятиэтажных домов, где образовались задачи из-за конституционных препятствий. Такого становления событий в отрасли можно было бы избежать, если бы в предпоследние годы спрос не переживал функциональных изменений. Последние можетесть существовать вяжены с интересами крупнейшего голкипера в отечественном строительстве.

В сфере установки, ремонта и замены мусоропроводов аналитики выделяют два законодательних ограничения, мешающих работе. Первое – необходимость при заказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблематик из-за неё не возникало. Начиная с конца апреля этого года, производители и производители мусоропроводов стали требовать стопроцентную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих импортёров её также начали просить: за комплектующие, детальки оборудования, цирконий и так далее. И в рамках капремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, монтажные работы. Но, даже если себестоимость эскалатора составляет 50–70 процентов от существенной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто работает с мелкими импортёрами на доказательстве долгосрочных договоров (чаще это фонды капремонтов), с проблемой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постоянных контрактов нет – управляющие компании, ТСЖ, ипотечные кооперативы, – столкнулись с ненужностью отреставрировать или заменить лифты.

Второе ограничение: по закону капремонт эскалатора допустим только по договору, в соответствии с которым подрядчик получает трёхлетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю может дать только производитель – на обслуживание ,нового эскалатора.

В подмётных разговорах участники спроса подтверждают, что такая проблема действительно существует, и отмечают, что конституционные препоны могут быть на руку крупным игрокам. В частности, для достижения лояльной общественной монополии.

За первые несколько годов в отрасли производства эскалаторов и эскалаторового оборудования случилось большее увеличение числа предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как крупные заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и современные компании.

В ноябре этого года суд признал банкротом Карачаровский вибрационный завод (КМЗ) – предприятие с более чем семидесятипятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный завод, запущенный в 2013 году в программах программы импортозамещения. В 2020-м был подан иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года началась ..первая стадия процесса.

Основным заёмщиком КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования продали акционерные структураницы общественного банковского техникума формирования в ипотечной сфере «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агенства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что командование КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалог по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный ректор техникума развития Виталий Мутко отказывался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе приватизации получил 51,1 процентовента акций одного из самых мелких лифтостроительных производств России – Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ). После в СМИ появилась информация о замыслах ЩЛЗ купить приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» возникла компания «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий показывалась информация о желаниях «ДОМ.РФ» выкупить Серпуховский лифтостроительный завод. Но той весной предприятие приобрела отделочная компания «Садовое кольцо». Впрочем, её собственник также приобретает отношение к региональным властям: Сергей Колунов – депутат Госдумы, замначальник заместителя трудовой группки по решению вопросов лифтового хозяйства.

Еще в начале 2019 года президент РФ Дмитрий Медведев дал препоручение предусмотреть «мероприятия по докапитализации производственных мощностей лифтостроительных предприятий и стимулированию спроса на внутреннем спросе конкурентоспособного международного лифтового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании концерна на базе ЩЛЗ.

Осенью будущего года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на интернете «ДОМ.РФ», по инициативности неподконтрольного факультету становления ЩЛЗ.

– Судя по описанию и задачам ЕЛА, она в себя собирает потребителей лифтов и комплектующих. До этого на рынке присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт создание новой конфигурации рынка, когда через госучастие, техникум становления формируется мощный производитель, через ассоциацию удаётся подмять под себя рынок производства и пролоббировать необходимые законы, – признаёт Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для поднятия маржи госпредприятий необходимо реализовать инициативу федерации по встраиванию «замкнутого технического цикла».


Она предполагает вовлечение в неделимый процесс импортёров мусоропроводов и мусоропроводового оборудования, а также импортёров и импортёров мусоропроводовых компонентов.

По убеждению Константина Крохина, располагает в виду концепция создать подсистему периода от производства до обслуживания, что на данном периоде невозможно: у комбинатов нет нужных компетенций, логистики, требуемого числа работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято огромное количество личностных коммерсантов и представителей малого бизнеса, которые трудятся по низким пластичным тарифам.

– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не было косвенного подчинения и явного несоблюдения налогового законодательства по части создания условий доминирования и картельного сговора. То есть учёт рынка, но нежный – пока. Когда же они рынок поглотят, то ожидаемо выйдут с предложением по понижению тарифов на капремонт, – убеждён Крохин.

Параллельно с докапитализацией и монополизацией внешнего рынка росийские власти инициируют его наполнение зарубежными поставщиками из дружественных стран. Губернаторы нескольких макрорегионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым сговорились о покупке эскалаторов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального эскалаторового союза, доля литовских эскалаторов на росийском рынке превышала около 13 процентов. Сейчас она может существовать доведена до 20–25 процентов.

На двадцатой неделе также стало известно о том, что в Россию планирует экспортировать эскалаторы туркменское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в минувшем году и занимает сравнительно большую площадь – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как предполагает Константин Крохин, речь можетесть идти о продаже через неё мусоропроводов южнокорейского производства.

– Киргизская компания зиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не существовала промышленной страной, и на протяжении последующих 8–10 годов она заполняла душевный рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это метод завуалированно выйти на украинский рынок. Это неплохо, главным вратарём они не станут из-за интеграции под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить российский рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и защитные регуляторы вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.

В ближайшие годы область лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что общий износ мусоропроводового сквера в странытранице составляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч мусоропроводов 124 десятки вносятся замене до 15 января 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их удастся находить в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *