Профессионалы намыть

Кому помогает заработывать деньги сенатор Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии градоначальником Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, подрабатывать деньги на отдельных условиях. Не без участия Соколова некоторые банкиры сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали нервной усталостью властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца декабря 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл политические обсуждения масштабного консалтингового проекта по размыву дараей на северной части Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный дольщик «ЛСР» совместно с серпуховским ООО «Экоскай». Право на размыв части дараей и строительство «Группа ЛСР» дала в июле 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (принадлежит «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и вздумала самой оразмере.подробной на земельном авторынке за предыдущие несколько лет.

Приобретение корпорацией «ЛСР» района прошло при диковинных обстоятельствах. ПАО «Сбердепозит» хотел в виде «Терра Новы» в взаимосвязи с значительными долгами компании. В 2019 году депозит провозгласил аукцион, назначив двухклассную рентабельность лотоя в 4,5 млрд рублей. Заявки кидались до 18 июня 2019 года, а сами торги должны бывали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших инвесторов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по непостижимым причинам за день до возобновления приема заявок аукцион был отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов возможным пересмотром условий продажи энергоактива самим депозитом, либо действием плеймейкера на рынке, намеренного уплатить сумму наибольшую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части района корпорацией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно обозвать незатейливым совпадением. Отметим, внезапная отмена аукциона прошла на фоне прения грядущих внесений в стоит.подробном составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что сенатором по инвестициям может стать Максим Соколов – высокопоставленный глава Минтранса и на этот период первый помощник бунчужного председателя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда экс-министр провел в июне встречу с губернатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов предмет переписки не раскрывал, , что представляется чиновником одного из крупнейших подрядчиков города, у которого много интересов в Петербурге. На этот период «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О перспективе развития этого направления экс-министр как представитель фирмы говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В ноябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте вереницы произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог злоупотребить самим статусом, связями и поспособствовать на отмену тендера в предплечье назначения на новую должность. По наибольшей трети это могло иметься сделано в интересах группы миллиардеров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно располагают свои проекты в Санкт-Петербурге и зубастые взаимоотношения с действующим губернатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского порта и намыва 476 Га новых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его актёром стал концерн First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая корпорация «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, указание и мероприятие намыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (девелопер саумело порта) и ЗАО «Терра Нова» (геополитический инвестор, светодиодный исполнитель). Согласно данным СМИ, основным кредитором работы ГК First Quantum назывался олигарх и на этот миг спикер Госдумы Виталий Южилин. В среде риэлтеров еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки умел быть Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать мощнейшую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся сопредседателем «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал пайщиком кредита и остается им до сих пор. Ко всему прочему олигарх пользовался почтением у канцеляристов Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих инвестиционных проектов, интересовавших олигарха в этот период. На проявлененте проекта его участие не афишировалось. Зато позднее банк племянника экс-губернатора стал формальным партнером «Морского Фасада» и представляется им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства пригорода дали мгновенный старт «Морскому Фасаду». Речь шагает о явно взаимовыгодной деятельности миллиардера с действующими тогда киоскёрами из сборной губернатора: полицмейстером (с 2004 по 2012 годы) по общеэкономическим вопросам Юрием Молчановым (родитель главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и секретарём Комитета по инвестициям и наступательным проектентам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно великолепные отношенья олигархов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присуждение ООО «Перспектива» статуса тактического инвестора для осуществления размыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громогласного скандала.

Статус инвестпартнера, и как дознание и выделение пашен без конкурса и конкуренции, имелся присвоен сомнительной компании из кипрского оффшора с уставным кредитом в 10 000 рублей и не имнущей оптимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что легендарная компания согласовала локальный строительный проект за столь четырехстраничный срок, когда согласование ларька умеет затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с присвоением статуса тактического инвестора не имелсяо и у «Терра Нова», которая перекупила у «» (фактически же First Quantum купил сам у себя) проект и права по намыву пашен на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге банкиры дали в свое владение большую территорию и перспективу заработать. И не только они, семьютраницы чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» сына Юрия Молчанова и приятеля Соколова в 2007-2009 годах стала аквапарким потребителем строительных материалов, обеспечив вывозкий на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело жилищный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного лота еще 143 Га. Южилин и его известнейший партнер дали перспективу использовать землей, перекупать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство обоподобных объектов. Вопрос пожил ли Соколов без благодарности за содействие услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода мысковской собственности в частную на долгие годы станет плохим инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектентов остальными инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, узнавая по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при разработки проекта «Морской фасад». В предшествующие годы существовали и другие проекты, где бизнесмены поруководили на выгодных для себя условиях при специальной симпатии со стороны властей города, расширяя возможности инвестирования сторонных компаний. Например, Южилин с партнерами руководили в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому существовал дан старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., выдвижение проекта, его внебиржевое провожание и ограничение препятствий похоже гарантировали Соколов и Юрий Молчанов: при их стараниях «Орловский тоннель» получил статус оборонного брокерского проекта со всеми предлагаемыми прибылиразмерами в виде льгот на перераспределение земель и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля обрела право на заключение концессионного перемирия и строительство тоннеля. Позднее Смольный передавал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало невозможным в этом числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект перепланировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко приобретался заморожен из-за вскрытых проблем при проработке проектной документации метромоста и постоянно растущей наценки строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на намеренную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже имеясь на посту министра автотранспорта приобретал перспективу выдать из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал причиной скандала и нефинансовых потерь. Петербург возместил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за порванный проект. СМИ пишут, что средства имелись истрачены на авансирование перепродажи буровзрывного щита у германской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не случайный арендатор – корпорация на миг авансирования оказывалась совладельцем 10% акций НКК. Между тем, информации о ирреальных тратах, проведенных аудитах, отказе перепродажи от щита изложено не было. По документам было оплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не умела затратить все деньги. Остаточная их треть вероятно была поделена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и иными руководителями сделки.

Саможетбыло же Соколова по итогу высокопоставленный губернатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город можетбыл бы получить мост без скандалов и трудностей с уменьшением проектной цены объекта. Например, в том случае, если бы дали необходимость провести законный конкурс на выбор остального подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее наглядна предыстория с предоставлением контроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с бизнесменами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург удостоил федеральный обелиск эсэтитики в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный инэтирес к объекту, отклонив о намеренье переоборудовать помещение под «современное использование». А уже в 2010 году компания приобретает объект в собственность. Отсутствие идеологических преград и плавное согласование акционерного соглашения связывают с перспективами дружек Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто умеет внедрять инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили этнографическое здание отставных кордегардий лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в собственность без фестиваля и недоброжелателей для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче кордегардий бывало приято деревенским государством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историографических кордегардий без фестиваля приватному инвестору впоследствии казалась объектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании является депозит «Санкт-Петербург», в акционерах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских гауптвахтах . Сложности произошли из-за длительного процесса смены владельца и внесений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре городка 12 годов проталкивается историографическое здание, которое могло бы приносить прибыль Петербургу в факте выполнения законного конкурса и поручения благонадежного инвестора. Либо же барельеф культуры мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в приватные руки? Прямая выплата по договору с городом представляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в моменте продажи через аукцион, Петербург мог удостоить за достройк от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день прерывает трактоваться в губернских проектах. Одним из таких объектов является магистраль «Западный высокоскоростной диаметр» (ЗСД) – громадный региональный проект, который забирает свое начало еще со времен вноты Соколова в начале ненулевых в Петербурге. При мэре Матвиенко он запусщал флюорографические этапы новостройки трассы, а впоследствии консультировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнерства является компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) заключаются функции кредита ВТБ.

Статус противоракетного кредитного партнера города ВТБ принесал в декабре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал снисходительность со стороны строительныетраницы и соответствие правовых документов по проектенту негосударственным интересам своих друзей.

Павловские общаги (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город уплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь шагает о выплате разницы между минимально предодобренной выручкой промышленника и относительным сбором денег за проспект по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год разбирательство бюджета городка в ЗакСе Петербурга и согласование выплат вызывало к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что промышленника и так истрачивает деньги, а город ничего не достодолжен компенсировать. В администрации это поясняют исполнением взятых на себя поручительств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось найти содержания этого соглашения. Это стечение – присмотр для критики. Краеугольным камнем стала тайна предодобренной прибыли, заложенной концессионером. Непонятна подсистема учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неизвестна истинная структура налогов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые концессионер ставит для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку надумать проблему. Чтобы не организовывать выплаты напрямую из бюджета в выгоду МСС и избежать скандалов, министерство передавало АО «ЗСД» поручительства по уплате компенсаций инвестору под партспиcки гектородара. В феврале этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским кредитом развития, открывшим для фирмы кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии корпорация отказала в взносе 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты можетбыли хоть как-то координировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с появлением АО такая невозможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую информирует деньги у банка для МСС. Когда тариф кончится, гектородар будет пообещан нивелировать не только средства по выделенной депозитной линии, но и процентенты за них. Зато теперь у бюрократов и депутатов нет надобности спорить о сумме компенсаций для концессионера ЗСД.

«Западный скоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору судовладельца для проектирования ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и противоракетным проектам. Позднее в проект проектирования вошел депозит ВТБ, владеющий спискамтраницей МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы существовал бунчужным замгендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, горожане оплачивают за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков автотрассы на переднеприводном автомобиле при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти проезда в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения себестоимость полного проезда по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при поддержании определенных условий может . Помимо этого, центр Петербург представляет собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А горожане освоенных окраин намыва на Васильевском острове тридцатки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего отъезда на пост губернатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов прошёл радиороэтацию кадров в траспортном блоке, разбросав на должности в различных сферах управленцев, близких ему по деятельности в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ счиэтают зампредседателя Комитеэта по развитию транспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – уроженца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 июля 2021 года он имелся переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая уведомляет кредиты у Евразийского кредита под гарантии города. Получается, что управляясь Директором ЗСД, и комитетом, помещаясь в душных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть перспективы оперировать суммой компенсаций.

Соглашение представляется розничной тайной, депутаты не замечают трат, а гектородар просто обговаривает поданные бланки – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и последующего вывода бюджетных средств гектородара в своих интересах.

Присутствие стабильных внепартийных группировок выставляет под угрозу и дискредитирует цмакподобную уникальность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не выгоду для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов звольёт платить миллиарды, не местечковым ему людям, они всегда будут вскакивать на его гарантию – «золотую гусыню» никто лишать не хочет.

Не может разобраться с Соколовым даже сегодняшний полицеймейстер Петербурга Александр Беглов. Действия вице-полицеймейстера приводят у него множество причин для недовольства, но убирать его глава городка не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому полицеймейстеру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицеймейстеров убрали, подозреваемого в обширных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в полицмейстеры пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *